Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Подход экзистенциально-гуманистический

Глоссарий по психологии
  1. К коррекции психологической – сюда относятся те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, кои основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности за свое становление (=> пси

  2. К коррекции психологической – сюда относятся те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, кои основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности за свое становление (=> психология гуманистическая; логотерапия).




Подход, русский
  1. Метод

  2. 1. пребывание игрока за столом ("иннинг"), которое продолжается до тех пор, пока игрок продолжает без фолов забивать прицельные шары

  3. То же самое, то и "иннннг"

  4. Совокупность приемов, способов – в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр.


Подход атомистический, русский
    В психологии – убеждение, что исследовать – это значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы – «атомы».


Подход байесовский, русский
    Метод принятия оптимальных статистических решений, основанный на положении, что параметр распределения вероятностей наблюдаемого случайного события, влияющий на характер принимаемых решений, является случайной величиной, определенной априорным распределением. п.б. минимизирует средний риск, т. е. математическое ожидание теперь, связанных с неправильными или неточными решениями. п.б. используется в теории статистических решений, теории игр, теории распознавания образов и для правдоподобного вывода в интеллектуальных системах.


Подход винера, русский

Подход деятельностный, русский
  1. 1. подход деятельностный к коррекции психологической – формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позвол

  2. 1. подход деятельностный к коррекции психологической – формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация – переход во внутренний, идеальный план. этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем.


Подход информационный, русский
  1. Методологическая установка, согласно коей все процессы психические рассматриваются как сложная система более простых процессов переработки информации, могущих выполняться последовательно или параллельно. на каждом этапе этих процессов информация определен

  2. Методологическая установка, согласно коей все процессы психические рассматриваются как сложная система более простых процессов переработки информации, могущих выполняться последовательно или параллельно. на каждом этапе этих процессов информация определенным образом видоизменяется; происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознание, осмысление, принятие решения, формирование ответного действия.


Подход к причалу, русский

Подход к станции, русский
    Расстояние от торца пассажирской платформы до наиболее удаленного светофора, ограждающего участок пути в начале этой платформы.


Подход когнитивистский, русский
  1. К коррекции психологической – основан на теории, описывающей личность с позиции организации структур познавательных. именно с ними ведется коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о

  2. К коррекции психологической – основан на теории, описывающей личность с позиции организации структур познавательных. именно с ними ведется коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, о внутренних конфликтах и пр. пример подхода когнитивистского – теория конструктов личностных и психотерапевтический метод, называемый терапией роли фиксированной.


Подход микроструктурный, русский
  1. Одно из теоретико-экспериментальных направлений отечественной психологии. задача подхода – изучение координации действий и операций, образующих фактуру – «микроструктуру» – различных видов познавательной и исполнительной деятельности. большое внимание уде

  2. Одно из теоретико-экспериментальных направлений отечественной психологии. задача подхода – изучение координации действий и операций, образующих фактуру – «микроструктуру» – различных видов познавательной и исполнительной деятельности. большое внимание уделяется исследованию становления – «микрогенеза» – восприятия, запоминания, мышления и движений.


Подход на основе всеобщей покупательной способности, русский

Подход поведенческий, русский
  1. К коррекции психологической – в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства психические обус

  2. К коррекции психологической – в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства психические обусловлены неадаптивным поведением. в поведенческой коррекции применяются методы, условно относимые к трем основным группам.


Подход полимодельный, русский
    Метод научного познания объектов, процессов или явлений, согласно которому для исследований различных аспектов и свойств объекта формируются множества моделей, которые могут быть разнотипо


Подход процессный, русский
    Применение в организации системы процессов наряду с идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов. показание средства измерения (indication of a measuring


Подход психоаналитический, русский
  1. К коррекции психологической – охватывает различные направления психоанализа, кои при всех различиях сохраняют общую направленность терапии – помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений; за счет их проработки

  2. К коррекции психологической – охватывает различные направления психоанализа, кои при всех различиях сохраняют общую направленность терапии – помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений; за счет их проработки – в различных формах – предполагается возможность контроля и частичного (по крайней мере) овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста.


Подход с использованием текущих ставок, русский

Подход телесно-ориентированный, русский
  1. К коррекции психологической: выделение его наряду с подходами психоаналитическим, поведенческим и прочими не вполне корректно, ибо он не имеет единой теоретической платформы; однако он имеет свои характерные особенности и потому заслуживает особого рассмо

  2. К коррекции психологической: выделение его наряду с подходами психоаналитическим, поведенческим и прочими не вполне корректно, ибо он не имеет единой теоретической платформы; однако он имеет свои характерные особенности и потому заслуживает особого рассмотрения. принцип лечения души через воздействия на тело становится все более распространенным. основателем этого подхода можно считать в. райха, предложившего систему вегетотерапии. его крупнейшим продолжателем стал создатель биоэнергетики а. лоуэн. из других методов можно отметить так называемую терапию первичную д. янова.


Подход трансперсональный, русский
  1. К коррекции психологической – обращается к измененным состояниям сознания. лидер этого направления – с. гроф – отмечает связь своих представлений с концепциями к. г. юнга, р. ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний»

  2. К коррекции психологической – обращается к измененным состояниям сознания. лидер этого направления – с. гроф – отмечает связь своих представлений с концепциями к. г. юнга, р. ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний» – наподобие вдохновения и мистических видений. главная отличительная черта подхода – модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта (-> психология трансперсональная).


Подход, заход на посадку, русский

Подход, ориентированный на потребности рынка, русский

Становление, русский
    – переход от одной определенности бытия к другой. все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. у парменида становление растворяется в бытии, у гераклита – наоборот. позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной – целью. благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит бога. в соответствии с этим бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. ничто.


Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Логотерапия, русский
  1. Одно из направлений психотерапии – психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустра

  2. Одно из направлений психотерапии – психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.

  3. (от греч. logotherapie) – выражение, введенное виктором э. франклем, долженствующее обозначать психиатрию, которая (при резком отрицании психоаналитических и индивидуальнопсихологических методов) стремится к осознанию не инстинктивного, а духовного: «здесь не оно осознается моим я, а скорее я приводит к осознанию самого себя, приходит к себе». см. глубинная психология.


Экзистенциализм, русский
  1. (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в россии, после 1-й мировой войны в германии, в период 2-й мировой войны во франции, а после войны в других странах. идейные истоки - учение кьеркегора, философия жизни, феноменология. различают религиозный экзистенциализм (к. ясперс, г. марсель, н. а. бердяев, л. шестов, м. бубер) и атеистический (м. хайдеггер, ж. п. сартр, а. камю). центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. оказал значительное влияние на литературу и искусство запада.

  2. (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в россии, германии, франции и др. странах. нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология хайдеггера ("sein und zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение к. ясперса («philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм ж. п. сартра, который впервые ввел это название как термин («l`etre et le neant», 1943). его философия – это самостоятельное преобразование взглядов хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. исходным пунктом экзистенциализма является философия кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в россии (шестов, бердяев), после первой мировой войны в германии (хайдеггер, ясперс, бубер): понятие экзистенциализма впервые введено к. ясперсом («die geistige situation der zeit», 1931), наиболее четко выразил его мартин хайдеггер. для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (дильтей), обращение к объекту (гуссерль), возрождение метафизики (н. гартман) и идея философской антропологии (шелер). во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во францию, где он представлен гл. о. жаном полем сартром и габриэлем марселем. одиночество человека перед лицом бога, признанное кьёркегором (см. диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. состояние, страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. решимость). экзистенциализм антирационалистичен. он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также мышление по воспоминанию). экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. только такому «мыслителю» (см. установка) открывается истина, существенное в вещах. рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. существование- «выходит в мир». благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. интенция). согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также коммуникация). существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также фактичность, историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного man (см. также забвение), благодаря man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. в смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. согласно ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. осн. различие между хайдеггером и ясперсом заключается в том, что ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. экзистенциализм хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. понимание сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). экзистенциализм марселя – христ., близкий к экзистенциализму ясперса. экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего р. м. рильке в своих поздних произв. и франц кафка в своих романах «процесс» (1915) и «замок» (1922).


Подчиненность сексуальная, русский
    Термин, означающий факт, что одно лицо может оказаться необыкновенно зависимым и несамостоятельным относительно другого лица, с коим находится в половом общении.


Подход трансперсональный, русский
  1. К коррекции психологической – обращается к измененным состояниям сознания. лидер этого направления – с. гроф – отмечает связь своих представлений с концепциями к. г. юнга, р. ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний»

  2. К коррекции психологической – обращается к измененным состояниям сознания. лидер этого направления – с. гроф – отмечает связь своих представлений с концепциями к. г. юнга, р. ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний» – наподобие вдохновения и мистических видений. главная отличительная черта подхода – модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта (-> психология трансперсональная).