Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Постфрейдизм

Глоссарий по психологии
  1. Собирательное понятие, означающее совокупность разнообразных реформаторских, модернистских и прочих направлений, течений и школ, так или иначе разделяющих и развивающих идеи з. фрейда, фрейдизма, психоанализа. обычно сюда откосятся: психология индивидуаль

  2. Собирательное понятие, означающее совокупность разнообразных реформаторских, модернистских и прочих направлений, течений и школ, так или иначе разделяющих и развивающих идеи з. фрейда, фрейдизма, психоанализа. обычно сюда откосятся: психология индивидуальная, психология аналитическая, социология сексуально-экономическая, неофрейдизм, неопсихоанализ, эго-психология, социометрия, психоистория, а также некие другие.




Означающее, русский
    , формальная сторона знака языкового, находящаяся в неразрывной связи с другой его стороной - означаемым. означающее - абстрактная единица плана выражения.


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Социология, русский
  1. (от лат. societas общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. она является наукой о социальном (см. социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. в 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (фрайер). начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является конт, в трех последних томах шеститомного «курса позитивной философии» которого излагаются осн. положения этой науки. конт ввел в употребление также и сам термин «социология». он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». в соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. последователями конта были такие англ, философы, как герберт спенсер («the study of sociology», 1873) и джон стюарт милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. главным последователем конта в германии был альберт шеффель (1831 – 1903). значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории гегеля, из которой к. маркс развил свой исторический материализм. в новейшей социологии различаются, по бюлову (в «wцrterbuch der soziologie», 1955), следующие главные группы направлений: 1)математическое направление (прежде всего парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). если уже сен-симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице конта, спенсера и дж. ст. милля. энергетическая трактовка оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. если уже платон, аристотель, фома аквинский, макиавелли, альтузий, воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. романтики шеллинг и гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. конт, спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. большое влияние имели здесь ж. гобино и ф. гальтон («hereditary genus», 1869). 5) антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до бодена, монтескье, гердера, гумбольдта, бокля и др. сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах гумбольдта, лацаруса, штейнтоля, бастиона, вундта, леви-брюля, л. г. моргана, турнвальда и др. 6) историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. в центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. представителями этих направлений являются в первую очередь кондорсе, сен-симон, конт, пауль барт, оппенгеймер, а также альфред вебер, к. мангейм, шелер, трёльч и фрейер. 7) психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. если у конта и спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания тарда и психология масс лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как мак-дугалл, фиркандт, теннис, зиммель. 8) универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. предшественником его является фома аквинский, главный его представитель о. шпанн – последователь адама мюллера, социал-философа романтики. социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество – духовная система. 9) теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. материализм исторический). теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые – бедные, имущие – неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (в. г. риль и др.). 10) фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории «формы». главным представителем этой концепции является г. зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. близко к этому направлению стоят штаммлер, фиркандт и л. фон визе. в учении о связи л. фон визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимосвязь». 11) феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. оно возникло из философии и особенно разрабатывалось гуссерлем, шелером и хайдеггером. его фундаментом является 4 феноменология духа» гегеля, а его представителями в социологии – в первую очередь шелер, литт и фиркандт. 12) с о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. направление разрабатывалось максом вебером, зомбартом, оппенгеймером. своим соч. " ьber einige kategorien der verstehenden soziologie» макс вебер открывает новое направление, к которому близки также зомбарт и хайдеггер. 13) к у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре – виндельбанд, риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. понятие «культура» было перенесено бэконом и гоббсом на воспитание, а пуфендорфом – на общество, вико, руссо, монтескье, вольтер, гаманн, гердер и кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку. дильтей, бурхард, ницше, шпрангер, демпф мангейм и прежде всего альфред вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у вебера на три сферы – общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. особенно развита она в сша. ее девиз – практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. осн. цель всего этого – практическая применимость. специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. прикладная социология – общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

  2. (от лат . societas - общество и ...логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (платон, аристотель и др.), продолжались в философии истории. создать "позитивную науку" об обществе в сер. 19 в. пытался о. конт (ввел и сам термин). в 19 - нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. концепции крупнейших социологов (ф. тенниса, г. зиммеля, э. дюркгейма, в. парето, м. вебера, т. веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. с 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. - св. 40 отраслей).


Неофрейдизм, русский
  1. Направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. возник как направление в пс

  2. Направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа з. фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. при этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

  3. – направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в сша, сторонники которого соединили психоанализ зигмунда фрейда с амер. социологическими теориями. к числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся карен хорни, гарри салливен, эрих фромм и др. подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

  4. , направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. главные представители - к. хорни, х. с. салливан, э. фромм. перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). неофрейдизм отклоняет учение з. фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.


Неопсихоанализ, русский
  1. 1. направление в психологии, психоанализе и психотерапии, выражающее идеи и теории шульц-хенке и его последователей. как направление психологии глубинной сформировалось в пятидесятых годах и было ориентировано на синтез различных областей психоанализа в ц

  2. 1. направление в психологии, психоанализе и психотерапии, выражающее идеи и теории шульц-хенке и его последователей. как направление психологии глубинной сформировалось в пятидесятых годах и было ориентировано на синтез различных областей психоанализа в целях комплексного объяснения неврозов, в том числе динамического взаимодействия влечения и вытеснения, а также в целях современной терапии. неопсихоанализ возник и особенно распространился в германии.


Социометрия, русский
  1. (от лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. термин появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений. социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д. в сша существует школа морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.

  2. (от лат . societas - общество и ...метрия), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. термин появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений. в 20 в. возникает микросоциология (г. гурвич во франции и др.). я. морено (сша) разработал экспериментальные методы анализа межличностных отношений, включил в социометрию представления о возможности "лечения" общества с помощью "социометрической революции". в современной социальной психологии обозначает определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства, а также в лечебных целях.

  3. Теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог якоб морено. реже, социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.


Психоистория, русский
  1. Направление в социологии, истории и психологии, направленное на углубленное исследование, понимание и объяснение исторических событий и процессов посредством истолкования индивидуальных, групповых и социальных психических фактов и факторов. его создателем

  2. Направление в социологии, истории и психологии, направленное на углубленное исследование, понимание и объяснение исторических событий и процессов посредством истолкования индивидуальных, групповых и социальных психических фактов и факторов. его создателем считается э. эриксон.


Психоанализ, русский
  1. (от греч. psyche душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый зигмундом фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. затем он был разработан фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству я, включенного в окружающий его мир. в действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать» (см. реагирование, сублимация). сторонники психоанализа приписывают сексуальному (т. н. «либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. от школы зигмунда фрейда отпочковалось два направления – психология личности (индивидуальная психология) альфреда адлера и цюрихская школа, внутри которой наиболее крупным психологом был к. г. юнг; см. глубинная психология. в экзистенциалистской философии сартра речь идет об экзистенциальном психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она `является». стремления, склонности по отношению к этому выбору являются второстепенными. учение о бессознательном отвергается: психическое простирается так же далеко, как и сознание.

  2. (от психо ... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое з. фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). в основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "оно" (область влечений); сознательное "я", сдерживающее импульсы "оно" посредством различных защитных механизмов; "сверх-я" (область социальных норм и нравственных установок). послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.


Поток сознания, русский
  1. 1. модель сознания, предложенная американским психологом у. джемсом, в коей сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности и изменчивости. альтернативна предложенной в. вундтом и э. титченером трактовке сознания как набора определенных элемент

  2. 1. модель сознания, предложенная американским психологом у. джемсом, в коей сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности и изменчивости. альтернативна предложенной в. вундтом и э. титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве коих рассматривались ощущения и их совокупности.


Поступок симптомный, русский
  1. Действия, служащие симптомами вытесненного комплекса представлений (=> действие симптоматическое).

  2. Действия, служащие симптомами вытесненного комплекса представлений (=> действие симптоматическое).