Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Хайдарабад

Глоссарий терминов общей лексики
  1. , город в индии, у слияния рек муси и уси, административный центр шт. андхра-прадеш. 2,99 млн. жителей (1991). важный экономический и культурный центр юж. индии. машиностроение, пищевкусовая, легкая, химическая, кожевенная, стекольная промышленность. университет. музеи: салар, джант. основан в 16 в. триумфальные городские ворота чар-минар (16 в.), мечеть мекка-масджид (17 в.).

  2. , город на юго-востоке пакистана, в пров. синд, порт на р. инд. 1,6 млн. жителей (1981, с пригородами). текстильная, пищевая, химическая промышленность, машиностроение. художественные ремесла. синдхский университет.

  3. , одно из крупнейших княжеств, затем (до 1956) штат индии. в 1768-1947 княжество хайдарабад в зависимости от английских колониальных властей. в 1948 вошло в индийский союз. в 1950 преобразовано в штат республики индия. в 1956 территория хайдарабада вошла в штаты андхра-прадеш, майсур (с 1973 карнатака), махараштра.




Административный, русский

Экономический, русский

Культурный, русский
    Культурный , образованный


Машиностроение, русский
    , комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение и др.


Промышленность, русский
  1. Промышленность , занятие

  2. (индустрия) , важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень экономического развития общества. состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабататывающей. промышленность условно подразделяется на производство средств производства и производство предметов потребления.


Университет, русский
    (от лат . universitas - совокупность), высшее учебон-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. университет, как правило, осуществляет научную работу. первые университеты появились в 12-13 вв. в италии, испании, франции, англии. первые университеты в россии - академический (1726-66, петербург) и московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. в 1994 в российской федерации насчитывалось св. 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.


Зависимости, русский
    1. разновидность параметрического проектирования. 2. правила, определяющие положение, наклон, касательность, размеры и отношения между объектами в геометрии


Территория, русский
  1. Территория , место, область, страна

  2. Мутас


Махараштра, русский
  1. , историческая область в индии, территория расселения маратхов. в 17 в. шиваджи создал маратхское государство, в 18 в. оно распалось на маратхские княжества. в нач. 19 в. территорию махараштры завоевали английские колонизаторы. в независимой индии до 1950 входила в провинцию, затем в шт. бомбей. с 1960 отдельный штат.

  2. , штат в западной части индии. 308 тыс. км2. население 78,7 млн. человек (1991). адм. ц. - бомбей.


Хайдеггер, русский
  1. (heidegger) мартин (1889-1976) , немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. развил учение о бытии ("фундаментальная онтология"), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования ("бытие и время", 1927). темы работ позднего хайдеггера - происхождение "метафизического" способа мышления, поиск пути к "истине бытия".

  2. (heidegger) мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) , немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. в философской традиции хайдеггер опирается на аристотеля и особенно на и. канта, становление его как философа проходило в чтении августина, м. лютера, б. паскаля, г. в. ф. гегеля, ф. в. шеллинга, ф. ницше, с. кьеркегора, ф. гельдерлина, р. м. рильке, ф. м. достоевского. его непосредственные предшественники - ф. брентано, п. в. дильтей, прямые учителя - э. гуссерль и г. риккерт; раннему хайдеггеру ближе всего к. ясперс, р. бультман, макс шелер, ханна арендт. -----ранний период-----учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее констанца; бакалавр лицея иезуитов во фрейбурге. с 1909 студент богословия, математики и физики, затем философии во фрейбургском университете. после докторантуры и доцентуры у риккерта был ассистентом у гуссерля (профессора фрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором марбургского университета. с 1929, по рекомендации уходящего в отставку гуссерля, занимает кафедру философии фрейбургского университета. уже в ранних лекционных курсах хайдеггер отказывается от расхожего философского инструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - и проводит феноменологическую "деструкцию" (разбор) схем разума.-----"бытие и время"-----в работе "бытие и время" (1927) хайдеггер вновь ставит "вопрос о бытии", отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как подлинное дело человеческого существа, "присутствия", открытого бытия (dasein). хайдеггер развертывает анализ исходного "бытия-в-мире", в которое "присутствие" оказывается всегда уже "брошено" и из которого оно ответно бросает себя на свои фактические возможности. присутствие исходно "понимает" (разбирается) в своем мире, "расположено" (настроено) и имеет дело с целостностью мира в своей "заботе" и в "решимости" перед лицом смерти как возможности безусловной невозможности быть. неотменимая временность присутствия предстает в "экстазах" его "всегда-уже-бывшести" (брошенности), актуальности (настоящего) и способности "настать для себя" (будущности). в сущностной временности укоренена историчность, трансцендентным горизонтом которой остается мир. -----после "поворота". лекционные курсы-----в начале 1930-х гг. происходит "поворот" в философствовании хайдеггера. к главной своей цели он продолжает идти уже путем осмысления бытия как истины (алетейи - "непотаенности") и "события", особенно в работе "к философии: о событии", (1936-38), сопоставимой по значимости с "бытием и временем", но впервые опубликованной лишь в 1989. вокруг "истинствования" человека в "просвете свободы" движется мысль хайдеггера в лекционных курсах "о существе человеческой свободы" (1930), "бытие и истина" (1933-34). -----в мае 1933 хайдеггер избран ректором фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. ректорство хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когда он оставил этот пост. в лекциях, интерпретирующих понятия философии ницше "воля к власти", "вечное возвращение" и др., хайдеггер исследует явление "нигилизма" как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется "работающий зверь" - забывший свою истину человек. хайдеггер обращается к поэзии и искусству как "хранителям бытия" и собеседникам философии. создание лекционных курсов (более 50 томов в полном собрании сочинений), прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационной администрации лишен прав преподавания. оно отчасти возобновляется курсом "что называется мышлением?" (1951-52) и семинарами по гераклиту и пармениду, гегелю, канту (отчасти в ле торе, франция), по феноменологии гуссерля (1973).-----"письмо о гуманизме"-----в знаменитом письме французскому другу (жану бофре) "о гуманизме" (1947) хайдеггер отклоняет типичное сближение его с экзистенциализмом ж. п. сартра и ясперса (с последним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на "психологию мировоззрений"). экзистенциалистской замкнутости на человеке хайдеггер противопоставляет внимание к "измерению бытия", через которое человек впервые только и узнает свое призвание быть "пастухом бытия" в "доме бытия" - языке.-----философия техники и языка-----в докладах "взгляд в то, что есть" (бремен, 1949) и "вещь" (мюнхен, 1950) наукотехника, движущая сила новоевропейской истории, раскрывается как "постав", позиция сплошного "исследующего устанавливания" сущего для распоряжения им. "постав" правит и субъектом, который втягивается в его систему необходимой составной частью. по мере тотальной организации мира "постав" все вернее минует истину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто не поддающееся установлению. в докладе "язык" (бюлерхеэ, 1950) и в книге "путь к языку" (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычным представлением знака как заместителя вещи, выступает у хайдеггера как зов мира, ожидающего, чтобы человек "сказал" его. -----наследие и влияние-----с 1973 под руководством хайдеггера начато издание полного собрания его сочинений. издание предполагает свыше 100 томов. оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на 1/5. библиография литературы о хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий. отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (х. г. гадамер, х. арендт, ж. бофре), так и отталкивающиеся от него философы (сартр, ж. деррида). современная этика (э. левинас, а. глюксман), политология (р. рорти), философия техники (ш. ширмахер), богословие, в т. ч. православное (х. яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями хайдеггера. весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (ясперс, р. карнап, т. адорно, г. грасс, ю. хабермас) и повторяющимися попытками его развенчания. -----сочинения: -----разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества. м., 1991.-----работы и размышления разных лет. м., 1993.-----время и бытие. статьи и выступления. м., 1993.-----бытие и время. м., 1997. -----gesamtausgabe. frankfurt am мain, 1975.-----в. в. бибихин

  3. (heidegger) мартин (род. 26 сент. 1889, мескирх, баден – ум. 26 маяэуб, там же) – нем. философ-экзистенциалист, с 1928 по 1945 – профессор во фрайберге, затем в брейсгау. ученик и последователь гуссерля, от которого он, однако, постепенно отходил все дальше и дальше. в основу своей философской системы хайдеггер положил анализ человеческого существования. результатом этого анализа было создание им т. н. фундаментальной онтологии, которая предполагает личность как целое (в сущности, непознаваемой) экзистенции человека, который, однако, сначала находит себя не в экзистенции, а в заброшенности. с точки зрения фундаментальной онтологии хайдеггера практически необходимые в жизни человека вещи в пределах бытияв-мире выступают как «имеющиеся под рукой», а вещи, которые имеют для человека лишь теоретическое значение, которые только созерцаются, выступают просто как «наличные». осн. вопросом метафизики является, по хайдеггеру, вопрос: почему вообще есть сущее, а не ничто? на каком основании мы говорим о сущем, а не о ничто? отвечая на этот вопрос, хайдеггер примыкает к кьёркегору. по мнению хайдеггера, человек на своем опыте испытывает ничто гл. о. в переживании страха. страх как состояние есть способ бытия-в-мире; то, перед чем возникает страх, есть ставшее бытием-в-мире; то, что боятся потерять, есть возможность бытия-в-мире. взятое в его полноте, явление страха характеризует поэтому существование (человека) как фактически существующее бытие-в-мире. существование – это забота, сущностью которой является забегание вперед. забота априорна, т.е. всегда заранее заложена в любом фактическом отношении. но к существованию принадлежит также и конец его самого – смерть. существование берет на себя смерть, как скоро оно есть. заброшенность в смерть раскрывается в явлении страха – тем самым мы снова стоим у самого начала, т.е. перед лицом ничто. бытие есть бытие, направленное к смерти, но не бытие во времени, а бытие как время (см. временность). с точки зрения этой философии человек, в отличие от вещей, не имеет сущности, в которой он мог бы выступить самостоятельным (см. также в-себе-бытие). «его сущность не нечто самостоятельное, а нечто стоящее вне самого себя, экзистенция, задача которой – быть покорной бытию, чтобы подготовить ему (бытию) ограниченное и недостаточное, но исторически необходимое и требуемое место и дать возможность бытию прийти» (m. mьller, existenzphilosophie im geistigen leben der gegenwart, 1949). хайдеггер полагает, что мышление в своем сказании поднимает вопрос о невыразимом в языке слове «бытие». это «существенное мышление» есть «событие бытия», оно далеко от всякой готовой логики, от всякого искусства мышления, склонного только к размышлению о самом себе, вместо того чтобы следовать своему назначению: извлечь на свет бытие из его убежища. человек – это существо, обитающее в мире, связанное в своем бытии с космосом и с др. людьми, существо понимающее, настроенное в своей глубочайшей основе, заботящееся об окружающем мире, пекущееся о людях и призываемое смертью к своей самой подлинной возможности бытия. хайдеггер объединяет, т. о., учение об экзистенции лютера и кьёркегора, перенесенное в чистую посюсторонность, с исторической герменевтикой дильтея, создает новое учение о смысле бытия и о сущности человека (см. экзистенциализм). философия хайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология были сильнейшим толчком для современной мысли. его философия открывает новый этап в истории европейского мышления (см. европейская философия, немецкая философия). известнейшим учеником хайдеггера являлся франц. экзистенциалист жан поль сартр. осн. произв.: «die kategorien- und bedeutungslehre des duns scotus», 1916; «vom wesen des grundes», 1929; «kant und das problem der metaphysik», 1929; «was ist methaphysik?», 1930; «platons lehre von der wahrheit», 1947; «vom wesen der wahrheit», 1949; «erlдuterungen zu hцlderlins dichtungen», 1950; «der feldweg», 1953; «was heiяt denken?», 1954; «vortrдge und aufsдtze», 1954.


Хайдар али, русский
    (1722-82) , правитель индийского княжества майсур с 1761, организатор сопротивления английским завоевателям в юж. индии. в 1-й англо-майсурской войне 1767-69 нанес им поражение.