Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Бес

    Бес, демон, злой (нечистый) дух, дьявол, сатана, черт, нечистая сила, нелегкая; лукавый, враг, искуситель, злой гений, аггел, шайтан. "на грех меня лукавый натолкнул". крыл. "я вздумал ревновать. что делать? враг попутал, видно". пушк.


Demon, evil spirit, английский

Daemon, onis, m, латинский

Cacodaemon, латинский

Spiritus [us, m] impurus, латинский

Defendere, латинский

Черт, русский
  1. Черт , бес , как черт в болоте, к черту, ладонка на вороту, а черт на шее, словно черт веревочкой связал, черта с два

  2. , слуга дьявола.


Нелегкая, русский
    Нелегкая , бес , пуститься во все нелегкие


Аггел, русский
    Аггел [злой дух, дьявол, сатана (даль)] , бес


Демон, русский
  1. Демон , бес

  2. , в греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений. термин для обозначения духов, обычно злых, в других религиях.

  3. (греч. – божество) – непостижимая сила, приписываемая человеком таким явлениям, которые он не может понять на основе своего повседневного опыта. со времени гераклита, платона и стоиков демон в человеке рассматривается как его своеобразие, роковая определенность (демонический). родственное значение зла, зловещего, возникло лишь с появлением христианства и в более позднюю эпоху античного мира вместе с верой в чудеса. у гомера этим словом часто обозначается божество, которое не может быть определено точнее, но о котором человек узнает благодаря таинственным (не обязательно вредным) воздействиям его на человека. «демоническое» есть нечто настолько необъяснимое с точки зрения его действий, что вызывает ужас, а часто играет роль разрушительной силы. в этом смысле говорят о демонии техники, о демонии войны или государства, также о демонии современного человека, который чувствует себя направляемым сверхъестественными, неизвестными силами к неизвестной цели. см. также власть.


Дьявол, русский
  1. Дьявол , бес

  2. (от греч . diabolos) (сатана, черт, иблис), в некоторых религиях (христианстве, исламе и др.) злой дух или глава злых духов, противостоящий богу; властелин ада.


Злой гений, русский

Соблазнитель, русский
    Соблазнитель, искуситель, совратитель, обольститель, смутитель.


Лицемерный, русский
    Лицемерный, двуличный, двуязычный, криводушный, лукавый, поддельный, притворный, фальшивый, фарисейский. волчьи, крокодиловы слезы. прот. искренний. ср. льстивый и хитрый. , пристрастный


Нечистая сила, русский
    Нечистая сила , бес


Нечистый дух, русский
    Нечистый дух , бес


Сатана, русский
  1. Сатана , бес

  2. , то же, что дьявол.


Шайтан, русский
  1. Шайтан , бес

  2. (араб .), в исламской мифологии злой дух, сатана.


Дух, русский
  1. Дух , душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль , в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух, ни слуху ни духу, падат

  2. , философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). в рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. в древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

  3. – перевод встречающихся в античной философии и в библии слов «piritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (гёте: «ибо жизнь – это любовь, а жизнь жизни – дух»); сущность бога: «бог есть дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи гёте, народный дух, корпоративный дух (см. также esprit). употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. природа), сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у гегеля («дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» – дрейер). дух не является противником души, как считает клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также ресублимирование). дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). в то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. дух имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать клагес). он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. познание) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов). объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с объективированным духом – посредством истории духа. объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. то, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. носителя объективного духа мы называем личностью (см. личность). напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» – это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно николаю гартману ("das problem des geistigen seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. в объективированном духе – в произв. науки и искусства – мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. духовные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа. гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.


Хитрый, русский
    Хитрый, хитроумный, коварный, лукавый, двоедушный, двойственный, вороватый, плутоватый, вилявый, изворотливый, увертливый, уклончивый, предательский, тонкий, дипломатический, стратегический, тактический, скрытный, ехидный, фальшивый. голь на выдумки хитра


Искуситель, русский
    Искуситель , бес, соблазнитель


Лукавый, русский
    Лукавый , бес, лицемерный, хитрый




Demonic, английский

Demon, evil spirit, английский