Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Аристотелизм

  1. , философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения аристотеля. об аристотелизме в античности см. перипатетическая школа. в средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (иоанн дамаскин) и византийской философии, в арабской (кинди, фараби и особенно ибн рушд) и еврейской (м. маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в зап. европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (альберт великий, фома аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи возрождения.

  2. – философское направление, исходящее из философии аристотеля (см. аристотель, перипатетики). в послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. (аверроэс) и евр. (маймонид) философию; начиная с 18 в. он владел умами философов запада; распространению аристотелизма содействовали альберт великий и фома аквинский, конечно, внесшие в него – что было обусловлено влиянием христианства – существенные изменения. аристотелизм стал философской основой современной католич. неосхоластики. в эпоху возрождения попавшие в италию визант. ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в германии схоластика как католич. (суарес), так и протестант. (меланхтон) толка основывалась на аристотелизме. см. также неотомизм.




Распространение, русский

Схоластический, русский

Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Аристотель, русский
  1. Известнейший древнегреческий философ, разработав-ший в своих книгах «риторика» и «поэтика» основные понятия грамматики, такие, как предложение, часть речи

  2. (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. ученик и критик платона.

  3. (384-322 до н . э.), древнегреческий философ. учился у платона в афинах; в 335 основал ликей, или перипатетическую школу. воспитатель александра македонского. сочинения аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. основоположник формальной логики. создатель силлогистики. "первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтелехия). колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "ум", разум, отличает человека от животного. центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). человек - существо общественное. наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). основные сочинения: логический свод "органон" ("категории", "об истолковании", "аналитики" 1-я и 2-я, "топика"), "метафизика", "физика", "о возникновении животных", "о душе", "этика", "политика", "риторика", "поэтика". см. аристотелизм.


Перипатетики, русский
    (от греч. peripatoi «крытая галерея», служившая лекционным залом) – ученики и последователи аристотеля, философская школа аристотеля. галерея вместе с окружающим ее садом была приобретена в собственность теофрастом и завещана им школе. именно здесь проповедовал свое учение аристотель. наиболее известные перипатетики: теофраст, эвдем, аристоксен тарентский, дикеарх, стратон; см. греческая философия.


Аристофан, русский
    (ок . 445 - ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии". взгляды аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы ("всадники"), и к индивидуалистической философии софистов ("облака"), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. в комедиях аристофана - отклики на актуальные события, выступления против военной политики ("лисистрата"), поношение реальных личностей (сократа - в "облаках"), фантастические ситуации ("ахарняне", "птицы").(ок. 445 - ок. 385 до н. э., афины), древнегреческий комедиограф, в древности получил имя "отца комедии". из 40 написанных аристофаном комедий дошли 11 пьес целиком и несколько десятков отрывков.ранние произведения родился в аттике в состоятельной семье. филипп, отец аристофана, владел участком земли на острове эгина, что дало повод современникам считать, что аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином. первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. под чужим именем была представлена первая комедия аристофана "пирующие" (427), судя по сохранившимся фрагментам - сатира на софистическое воспитание и "модную" философию. в 426 на великих дионисиях поставил комедию "вавилоняне", посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. за эту пьесу аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. подробности суда неизвестны, по-видимому, аристофан достаточно легко отделался от обвинений.темы и герои пьес пьесы аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика афин, тяготы пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни аристофана. его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. комедии аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом. теме "войны и мира" - основной в дискуссиях политических партий в афинах того времени - посвящены пьесы аристофана "ахарняне" (425; поставлена от имени поэта и актера каллистрата) и "мир" (421). сюжет комедии "лисистрата" (411), поставленной после катастрофического для афин поражения сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. женщины эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки лисистраты (греч. губящая войско) захватывают акрополь в афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен. в своих комедиях аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и "золотую" молодежь. почти в каждой своей комедии аристофан высмеивает вождя афин клеона, которого во "всадниках" (424; первая комедия аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого демоса (народа). главные действующие лица комедии "осы" (422; поставлена от имени филонида) получили имена, характеризующие их отношение к клеону: филоклеон (клеонолюб) и бдилеклеон (клеононенавистник). предмет высмеивания - страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании клеоном. хор в "осах" - старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, "врага демократии" и "сторонника тирании" бдилеклеона.причины пороков общества аристофан видит в войне и представителях новой философии и литературы, расшатывающих традиционные устои общества. в образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в "облаках" (423) он выводит сократа. облака - хор из 24 девушек - символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.на великих дионисиях 411 аристофан ставит "женщин на празднике фесмофорий", где высмеивает еврипида и его младшего современника драматурга агафона. политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии еврипида "елена" и "андромеда". хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их еврипида. переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий. в 405 на ленеях была поставлена комедия "лягушки", которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. тема этой комедии, написанной после смерти в 406 софокла и еврипида, - судьба трагической поэзии. бог театра дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. однако после состязания еврипида с эсхилом, во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, дионис забирает на землю эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. комический эффект путешествия диониса по аиду и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.к жанру утопии относятся комедии аристофана "птицы" (414), "женщины в народном собрании" (392), "богатство" ("плутос") (388). в "птицах", написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. в "женщинах в народном собрании" афинянки под предводительством праксагоры (она напоминает лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. пьесы "богатство" и "женщины в народном собрании" сильно отличаются от написанных во время пелопоннесской войны. сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. последние комедии аристофана "эолосикон" и "кокал" были представлены уже после смерти драматурга его сыном араром в 387. сочинения:комедии. м., 1955. т. 1-2.литература:головня в. в. аристофан. м., 1955.соболевский с. и. аристофан и его время. м., 1957.в. е. сусленков


Аристоник, русский
    (ум . 129 или 128 до н. э.), внебрачный сын пергамского царя евмена ii, предводитель антиримского восстания свободных, рабов и наемных войск в 133 (или 132) - 129 в пергаме (вспыхнуло после смерти царя пергама аттала iii, завещавшего свое царство риму). после поражения при стратоникее взят в плен и казнен.