Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Архимед

    (ок . 287-212 до н. э.), древнегреческий ученый. родом из сиракуз (сицилия). разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.). организатор инженерной обороны сиракуз против римлян.(ок. 287 до н. э., сиракузы, сицилия - 212 до н. э., там же), древнегреческий математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. разработал методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел, которые предвосхитили методы дифференциального и интегрального исчислений. архимеду принадлежит множество технических изобретений, завоевавших ему необычайную популярность среди современников.жизнь архимед получил блестящее образование у своего отца, астронома и математика фидия, родственника сиракузского тирана гиерона ii, покровительствовавшего архимеду. в юности провел несколько лет в крупнейшем культурном центре того времени александрии, где познакомился с эрастосфеном. затем до конца жизни жил в сиракузах. во время 2-й пунической войны архимед организовал инженерную оборону города. изобретенные им военные метательные и др. машины (о них рассказывает плутарх в жизнеописании римского полководца марцелла) в течение двух лет сдерживали осаду сиракуз римлянами. архимеду приписывается также сожжение римского флота направленным на него через систему вогнутых зеркал солнечным светом, но это вряд ли достоверно. гений архимеда вызывал такое восхищение у римлян, что марцелл приказал сохранить ему жизнь, но при взятии сиракуз он был убит не узнавшим его солдатом. архимед как математик до нас дошло 13 трактатов архимеда. в самом знаменитом из них - "о шаре и цилиндре" (в двух книгах) архимед устанавливает, что площадь поверхности шара в 4 раза больше площади наибольшего его сечения; формулирует соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2:3 - открытие, которым он так дорожил, что в завещании просил поставить на своей могиле памятник с изображением цилиндра с вписанным в него шаром и надписью расчета (памятник через полтора века видел цицерон). в этом же трактате сформулирована аксиома архимеда (называемая иногда аксиомой евдокса), играющая важную роль в современной математике. в трактате "о коноидах и сфероидах" архимед рассматривает шар, эллипсоид, параболоид и гиперболоид вращения и их сегменты и определяет их объемы. в сочинении "о спиралях" исследует свойства кривой, получившей его имя (см. архимедова спираль) и касательной к ней. в трактате "измерение круга" архимед предлагает метод определения числа ?, который использовался до конца 17 в., и указывает две удивительно точные границы числа ?: 3 10/71




Древнегреческий, русский

Исчисление, русский
  1. – см. логистика.

  2. , знаковая система, создаваемая использованием процесса образования всех синтаксически правильных символических выражений из букв алфавита системы - языка исчисления, т. е. термов (слов) и формул (фраз), и процесса вывода потенциально значимых (истинных) формул исчисления (его фразеологии) из некоторого фиксируемого в том же языке набора формул-аксиом. любое исчисление однозначно определяется заданием алфавита исчисления, правил образования языка в алфавите, множества аксиом и правил преобразования (вывода) его фразеологии. приписывание символам исчисления значений, т. е. рассмотрение исчислений как знаковой системы (интерпретация исчислений), преобразует исчисление в формализованный язык. основные примеры исчисления: числовые и алгебраические системы, логические исчисления.

  3. Формальная система, задаваемая четверкой <т,в,а,р>, где т - множество базовых символов исчисления; в - синтаксические правила, с помощью которых из элементов т порождаются произвольные элементы; а - множество априорно истинных элементов исчисления (аксиомы исчисления); р - множество семантических правил (правил вывода), с помощью которых из одних элементов системы порождаются другие.

  4. Основанный на четких правилах формальный аппарат оперирования сознаниями определенного вида, позволяющий дать точное описание некоторого класса задач, а для отдельных подклассов этого клас


Определение, русский
  1. Определение , приговор

  2. 1. установление, выяснение; 2. объяснение, раскрывающее содержание или смысл чего-либо; 3. форма решения суда первой инстанции.

  3. Постановление суда или арбитражного суда первой инстанции или судьи, которыми дело не разрешается по существу. о. постановляются судом или судьей в совещательной комнате. при разрешении несложных вопросов суд или судья может вынести о. после совещания на месте, не удаляясь в совещательную комнату. такое о. заносится в протокол судебного заседания. о. оглашаются немедленно после их вынесения. в о. должны быть указаны: время и место вынесения о.; наименование суда, вынесшего о., состав суда и секретарь судебного заседания: лица, участвующие в деле, и предмет спора; вопрос, по которому выносится о.: мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; постановление суда; порядок и срок обжалования о.

  4. – понятие, по содержанию и объему отграниченное от др. понятий. определение понятий называется детерминацией. определение человека есть цель и смысл его бытия. взгляд, согласно которому воля человека в каждом случае определена (обусловлена) причинной зависимостью, называется детерминизмом. определенность сущего состоит в том, что в нем может быть (категориальная определенность) высказано (см. категория); если сущее дано в его наглядности, то определенность сущего означает то же самое, что устойчивость, ясность понимания его и ограничение данности. к определяющим моментам сущего относится все то, что составляет его определенное бытие. если все определяющие моменты сущего собраны вместе, то сущее из модуса возможного бытия переходит в модус действительного бытия. пример: определяющие моменты параллелограмма суть то, что 1) параллелограмм образуется из прямых линий, 2) он есть четырехугольник, 3) противолежащие стороны его параллельны. определяющий момент уже создает возможность для образования параллелограмма, затем эта возможность увеличивается с увеличением возможности, она превращается в действительность параллелограмма.

  5. (дефиниция) ,..1) установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных (номинальное определение) или путем включения в контекст знакомых слов (контекстуальное определение), или явного формулирования равенства (явное, или нормальное, определение), в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые термины...2) уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика (реальное определение)...3) введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов данных и уже известных. в последнем случае определение принимает вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или "шагов перехода" (шагов индукции) от явно определенного и известного к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные определения).

  6. Уточнение содержания используемых понятий, один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании.

  7. Пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в краткой повествовательной форме.


Организатор, русский
  1. Тот, кто организует, устраивает что-либо.

  2. Один из соучастников преступления (ст. 33 ук). о. признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководив-


Популярность, русский
    Популярность , репутация, слава


Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Математика, русский
  1. – наука, или группа наук, о познаваемых разумом многообразиях и структурах, специально – о математических множествах и величинах; напр., элементарная математика – наука о числовых величинах (арифметика) и величинах пространственных (геометрия) и о правилах исчисления этих объектов. чистая математика занимается величинами как таковыми, прикладная математика имеет дело с измеримыми и исчислимыми явлениями, т.е. с именованными числами. чистая математика в состоянии вывести, просто «вычислить», свои результаты с помощью некоторых простых понятий и предположений, «аксиом», посредством чисто логических заключений, с правильностью которых должно согласиться каждое здравомыслящее существо («математическая» достоверность, строгая аргументация). математические построения .относятся к сфере идеального бытия (см. бытие) и априорного понимания; они становятся лишь носителями апостериорного познания, поскольку могут быть «применены» к эмпирическим взглядам (кант). на развитие философии математики, т.е. вопроса о ее собственной сущности и ее действительно высших положениях (см. аксиома) и вопроса о ее значении для теории познания и логики, в новейшее время влияли и влияют фреге, рассел, гильберт, брауер, или т. н. (математическое) «исследование основ» (см. логистика). оно обнаруживает «кризис принципов», углублению которого препятствуют (математический) формализм (гильберт) и (математический) интуитивизм (брауэр); это исследование пространно объясняет кризис, но не устраняет его полностью. оно способствует также важному пониманию того, что в математике существуют неразрешимые вопросы (теорема геделя). с др. стороны, для обширной области математики может быть приведено окончательное доказательство ее непротиворечивости (гильберт, генцен).

  2. (греч . mathematike, от mathema - наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. до нач. 17 в. математика - преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные. к этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее - алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура. в 17 и 18 вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики и т. д.) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними. это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений. в 18 в. возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия и т. д. в 19-20 вв. математика поднимается на новые ступени абстракции. обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых в современной алгебре; геометрия переходит к исследованию "пространств", весьма частным случаем которых является евклидово пространство. развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, проективная геометрия, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ и др. практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. в связи с этим в 19-20 вв. численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвь - вычислительную математику. стремление упростить и ускорить решение ряда трудоемких вычислительных задач привело к созданию вычислительных машин. потребности развития самой математики, "математизация" различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин; таковы, напр., теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.


Архимедов винт, русский
    , водоподъемная машина, вал с винтовой поверхностью, установленный в наклонной трубе, нижний конец которой погружен в воду. при вращении (напр., от ветряного или другого двигателя) винтовая поверхность вала перемещает воду по трубе на высоте до 4 м.


Архилох, русский
    , древнегреческий поэт-лирик (2-я пол. 7 в. до н. э.). примыкал к гомеровской традиции, но противопоставлял эпическому идеалу новый образ индивидуализированного человека.(7 в. до н. э.), греческий поэт, в древности считался основоположником ямбической поэзии, характерными чертами которой были простота языка и стиля, экспрессивность и обличительная сатирическая направленность.время жизни архилоха определяется исходя из упоминания в одном из его фрагментов о солнечном затмении 648 до н. э.уроженец острова парос; отец архилоха телесикл происходил из аристократического рода, мать - рабыня энипо. в молодости архилох, избрав удел, обычно выпадающий на долю незаконнорожденных сыновей аристократов, стал наемником ("на остром копье замешан мой хлеб, пью, опершись на копье"). принимал участие в войнах на острове фасос, где жители пароса основали колонию, воевал во фракии, на острове эвбея; пал в битве с уроженцами острова наскос. по преданию, дельфийский оракул отказался отвечать на вопросы наскосца калонда, сразившего архилоха, поскольку от его руки погиб великий поэт. на паросе архилоха почитали как героя, паросский историк демей написал его биографию (извлечение из нее сохранилось на постаменте статуи поэта, поставленной в 100 до н. э. его земляком сосфеем).около 120 сохранившихся фрагментов произведений архилоха отличаются исключительным разнообразием. кроме ямбов архилох писал элегии, тетраметры, эподы, эпиграммы. папирусные находки последних десятилетий значительно расширили представления о его творчестве; наиболее крупный из фрагментов - т. н. "кельнский эпод" - был обнаружен на папирусе 1-2 вв. в кельнском папирусном собрании; (опубликован в 1974). в эподе упоминается необула, к которой, согласно античному преданию, сватался архилох. однако отец необулы ликамб нарушил обещание выдать свою дочь за поэта, за что архилох подверг их обоих осмеянию в язвительных стихах.произведения архилоха были широко известны в классическую эпоху. его гимн в честь геракла исполнялся на олимпийских играх. аристофан в комедии "мир" цитирует архилоха наряду с гомером. знаменитые стихи архилоха о воине, бросившем щит (что считалось позором), но сохранившем жизнь, используют метр и эпические формулы "илиады"; это придает фрагменту архилоха откровенно пародийный характер. образы этого фрагмента были использованы горацием в оде, обращенной к помпею вару, вольный перевод которой на русский язык был сделан пушкиным.в стихах архилоха поэтическая индивидуальность впервые в греческой лирике выражена ярко и неповторимо. архилох - поэт-воин, живущий в эпоху ломки старой аристократической системы ценностей; в его стихах высокая героика эпоса уступает место жестким и резким описаниям будней военных походов, мелких стычек и поражений. превратностям судьбы архилох противопоставляет мужество, стойкость и глубокое ощущение ритма, лежащего в основе человеческой жизни.издания:эллинские поэты в переводе в. в. вересаева. м., 1963древнегреческая мелика. м. 1988.и. в. кувшинская