Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Двойственная истина

  1. , см. двух истин теория.

  2. – возможность для одного и того же научного положения быть одновременно истинным или ложным, в зависимости от того, что лежит в его основе. учение о двойственной истине сыграло большую роль в средние века, когда возникла необходимость рационального подтверждения религиозных истин. аверроизм и номинализм пытались разрешить эту апорию утверждением, что нечто может быть инстинным с философской, но ложным с теологической точки зрения. в философии эпохи возрождения осн. представителем учения о двойственной истине был пьетро помпонацци.




Двойственное число, русский

Двойственности, русский

Двойственность, русский
    Сочетание двух противоположных свойств; в хи-мии этот термин встречается в следующих сочетаниях:


Двойственный, русский
    Двойственный , хитрый


Двойственный удар, русский
    Удар, где вы пытаетесь забить шар и в то же время играть по отыгрышу (в случае промаха)


Истина, русский
  1. – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным»; см. истинный. согласно хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв. – «нескрытность») является откровенностью бытия. о значении истинности высказывания см. логистика.

  2. , соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. в истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (платон, августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (д. юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (и. кант). в современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополняется понятием правдоподобности - степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

  3. Это такой образ явления, который соответствует самому явлению. поскольку явления существуют объективно


Истина, русский

Истина в вине, русский

Истина побеждает, русский

Истина святая, русский

Истинная (величина), русский

Истинная вертикальная глубина (скважины) под морским, русский

Истинная вертикальная глубина (скважины) под морским дном, русский

Истинная воздушная скорость, русский

Истинная воздушная скорость в узлах, русский

Истинная голосовая связка, русский

Истинная дифракционная эффективность голограммы, русский

Истинная зона термического влияния, русский
    Истинная зона термического влияния (та часть основного металла, в которой все микроструктурные изменения в результате сварки произошли в твердом состо


Истинная лобная мышца, русский

Истинная ось синфазности, русский

Возможность, русский
  1. Возможность , мочь , давать возможность, лишен возможности, иметь возможность, отчаяться в возможностях

  2. – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. эта тенденции может быть объяснена только как возможность. следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал г.ихгейзер (1933). позднее а. гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. после него категориальный характер этого понятия признал в. камлах. философские основы такого толкования были заложены в. дильтеем. в обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. для объяснения осознания реальности м. шелер употребляет введенное дильтеем понятие противоречия. противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. отсюда ясно отношение к понятию возможности. возможность означает ссылку на противоречия. такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. в каждой возможности присутствует вероятная невозможность. в обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. возможность и бытие возможности существуют в разных формах. познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. познание без ссылки на возможность голо. изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

  3. Условие или обстоятельство, позволяющее сделать, осуществить что-либо. воспроизводимость измерений (reproducibility of

  4. Количественный или качественный показатель потенциальной способности системы выполнять поставленную задачу, рассчитанный для типовых условий функционирования.


Одновременно, русский
    Одновременно, враз, зараз, разом, сразу, вместе с тем, в то же время. не говорите все вдруг, а кто-нибудь один. ср. сразу. , сразу


Зависимости, русский
    1. разновидность параметрического проектирования. 2. правила, определяющие положение, наклон, касательность, размеры и отношения между объектами в геометрии


Необходимость, русский
  1. Необходимость , нужда, обязанность , по необходимости, поставить в необходимость, создать необходимость

  2. – философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. ничто), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) «живое», напр. организм, переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило, для многих др. вещей). эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие – к наличному бытию; см. всеобщее, индивидуация. логически необходимой называют мысль, которая не может быть заменена никакой другой, в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. постулат). реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.


Номинализм, русский
  1. (от лат. nomen имя, название) – философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. так, сторонники концептуализма утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языковыми обозначениями, именами (лат. nomina). для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. в сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. само название «номиналист» («nominales») возникло в ранний период развития схоластики, в то время, когда иоганн росцеллш возродил древний номинализм. философия росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в суассоне. но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано уильямом оккамом, заимствовавшим их у дунса скота (правда, сам дуне скот не был номиналистом). в конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был оккам, заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. номинализм – предшественник эмпиризма. современные феноменология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.

  2. , направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - и. росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан п. абеляром). возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (у. оккам и его школа).


Помпонацци, русский
  1. (pomponatius) пьетро (род. 16 сент. 1462, мантуя – ум. 18 мая 1524, болонья) – итал. философ; учитель в падуе, ферраре и болонье. в своем соч. «de immortalitate animae» (1516), примыкая к последователю аристотеля периода поздней античности александру афродисийскому, он отрицал возможность существования нематериального индивидуального духа и сверхприродных явлений, свободу воли и бессмертие человеческой души, ибо она индивидуальна и связана с жизнью. против нападок церкви (ее мораль греха и искупления, направленную в потусторонний мир, он также не признавал) помпонацци защищался при помощи учения о двойственной истине.

  2. (pomponazzi) пьетро (1462-1525) , итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи возрождения. в духе учения о двойственной истине отвергал возможность рационального доказательства бессмертия души как истины религиозного откровения; нравственная добродетель - сама по себе естественная награда человека. оказал влияние на европейское свободомыслие 16-17 вв. сочинение "о бессмертии души" вызвало бурные нападки со стороны ортодоксального томизма.


Дворжак, русский
    (dvorak) антонин (1841-1904) , чешский композитор и дирижер. один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865-93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. в сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата "гимн чешских крестьян", 1885; увертюры "родина моя", 1882; "гуситская", 1883), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм, оперы "черт и кача", 1899, "русалка", 1901). наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония "из нового света", 1893; "славянские танцы" для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-87; концерты). профессор и дирижер консерваторий в праге и нью-йорке.


Двойные звезды, русский
    , две звезды, обращающиеся по эллиптическим орбитам вокруг общего центра масс под действием сил тяготения. по методам наблюдений выделяют визуально-двойные звезды, двойственность которых может быть видна в телескоп, спектрально-двойные звезды, выявляемые по периодическим колебаниям или раздвоению спектральных линий, и затменно-двойные звезды, изменяющие свой блеск вследствие затмения одного компонента двойной звезды. для двойной звезды можно определить некоторые характеристики орбит, массы и плотности звезд.