Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Аничков д

Глоссарий по философии
    Митрий сергеевич (род. 1733 – ум. 1788) – рус. просветитель, философ. после окончания семинарии троицкой лавры и московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. автор философских трудов «слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости божией и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), «слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений» (1770), «annotationes in logicam metaphysicam et cosmologiam» (1782), «слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и др. существующие религиозные верования считал порождением невежества, страха и богатого воображения древних людей, которые не могли объяснить многие явления природы и все непонятное приписывали сверхъестественным силам. долгое время служили учебниками для учащихся его «арифметика», «алгебра», «геометрия» и «теоретическая и прикладная тригонометрия».




Доказательство, русский
  1. Доказательство, довод, основание, резон, силлогизм, соображение, улика, аргумент; знак, свидетельство, ссылка. доказательство веское, логическое, не выдерживающее критики, от противного, слабое, убедительное, с натяжками. вещественное доказательство. блис

  2. , установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории. в логических доказательствах аргументация проводится по правилам и средствам логики.

  3. – в самом общем смысле прием, к которому прибегают с той целью, чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания или – в том случае, если данное положение оспаривается, – еще раз его дополнить и подтвердить. строгое, или дедуктивно е, доказательство (демонстрация) имеет место в том случае, если данное высказывание подтверждается положениями (основания доказательства, аргументы), которые признаются истинными, так что утверждаемое следует из них как вывод из логического умозаключения. если такое доказательство оказывается невозможным, то следует сделать обратное, т.е. привести в качестве оснований доказательства факты, вытекающие из данного тезиса как его частные случаи, – индуктивное доказательство. если же речь идет только или о правильности, или о ложности данного тезиса, а не об отсутствии возможности выбора между этими двумя тезисами, то далее может быть сделана попытка доказать противоположное данному тезису или опровергнуть то, что затем служит основанием для опровержения или доказательства последнего, – косвенное доказательство. противоположностью доказательства является опровержение; оно состоит в том, что в отношении предмета, о котором что-то утверждается, приводятся факты, из которых это утверждение не может быть выведено. ошибки доказательства могут состоять: 1) в неясности тезиса, который должен быть доказан; 2) в неправильности или ненадежности приведенных оснований доказательства; 3) в формальной неправильности выведения следствия. наиболее известные ошибки доказательства суть следующие: гистеронпротерон, circulus vitiosus, petitio principii, ignoratio elenchi, proton pseudos и quaternio terminorum. от этих ошибок следует отличать: ошибочное умозаключение, логическую уловку и неправильное умозаключение.

  4. Proof

  5. Это совокупность логических приемов обоснования истинности тезиса.

  6. Рассуждение, устанавливающее истинность какоголибо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана. в структуре доказательства различают тезис положени

  7. Метод исследования – теоретическое (логическое) действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. всякое доказа- тельство состоит из трех частей: тезиса, доводов (аргументов) и демонстрации. по способу ведения, доказательства бывают прямые и косвенные, по форме умозаключения – индуктивными и дедук- тивными. правила доказательств: 1. тезис и аргументы должны быть ясными и точно определен- ными. 2. тезис должен оставаться тождественным на протяжении все- го доказательства. 3. тезис не должен содержать в себе логическое противоречие. 4. доводы, приводимые в подтверждение тезиса, сами должны быть истинными, не подлежащими сомнению, не должны противо- речить друг другу и являться достаточным основанием для данного тезиса. 5. доказательство должно быть полным. [36]. 36


Арифметика, русский
  1. ~ of primes, prime products, galois fields арифметика простых чисел, произведений простых чисел, полей галуа

  2. (от греч . arithmos число), часть математики; изучает простейшие свойства чисел, в первую очередь натуральных (целых положительных) и дробных, и действия над ними. развитие арифметики привело к выделению из нее алгебры и чисел теории.


Прикладная, русский

Тригонометрия, русский
    (от греч . trigonon - треугольник и ...метрия), раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.


Антисфен, русский
    (antisthenes) (род. ок. 444 – ум. 368 до р. x., афины) – греч. философ, основатель `кинической философской школы (см. киники), ученик софиста горгия; как и последний, отрицал возможность какого-либо противоречия; позднее стал учеником сократа, концепции которого распространял; противник учения платона об идеях. учение антисфена было преимущественно практического направления; он требовал отказа от потребностей (см. автаркия), воспитания сильного характера. проповедовал возвращение к простоте естественного состояния. отрицал традиционную религию и традиционное государство. мудрец – это не гражданин какого-либо определенного государства, а гражданин всего мира.


Английская философия, русский
    – в вопросе об участии англ., шотл. и ирл. теологов и философов в формировании схоластической философии остается в силе сказанное в начале статьи о немецкой философии. в отличие от нем. философии англ, обращалась и обращается больше к неотраженной действительности и практической жизни. уже первые ее представители были эмпириками и основывали свое учение на религиозном, научном и психологическом опыте; это были роджер бэкон, иоанн дуне скот и уильям оккам. основатель новой англ, философии фрэнсис бэкон выдвигает программу преобразования науки и выступает за четкое разделение веры и знания. томас гоббс (1588-1679), «отец неверия», проложил путь причинно-механистическому пониманию природы и материализму, против которого боролись англ, деизм, «естественная религия» герберта чербери и платонизм кембриджской школы. мистика якоба бёме проникла в англию через джона пордаджа (1625 – 1698). выдающийся представитель англ. просвещения джон локк – критик теории познания, признававший источниками познания лишь восприятие и мышление. к этой же школе относятся также деист джон толанд, «вольнодумец» антони коллинз, натурфилософ и физик исаак ньютон, представители этики шефтсбери и фрэнсис хатчесон. психологами из школы локка (ассоциативная психология) были дэвид гартли и джозеф пристли. чистый идеализм и христ. философию представлял джордж беркли, известный также и как гносеолог. англ, философию просвещения завершает философия здравого смысла (common sence) шотл. школы (см. шотландская школа), которая развивается и в 19 в., ревностно придерживаясь трезвой эмпирической точки зрения. она возникает в тесной связи с философией шефтсбери; главными представителями ее наряду с хатчисоном являются томас рид, дугалд стюарт и томас браун; близко к ней стоит экономист адам смит, а также дэвид юм, после дж. ст. милля – «величайший негативный мыслитель всех времен». в последующий период англ, философия больше не претерпевала принципиальных изменений, вызываемых внутренними причинами, хотя после 1800 она испытывала духовное влияние извне: влияние франц. революции, нем. идеализма и новейших достижений естествознания, особенно биологии, в познании мира. старую, основанную ридом шотл. школу со времени уильяма гамильтона и уильяма юэла сменяет новая, испытывавшая частичное влияние канта. в резкой оппозиции к последней находится иеремия вентам, объяснявший нравственность и право, исходя из их полезности и стремившийся к наибольшему возможному счастью для наибольшего числа людей. дальнейшему развитию ассоциативной психологии способствуют в числе прочих джеймс милль и александер бэйя (1818-1903). в связи с развитием естествознания продолжают развиваться (в частности, в работах юэла) теория познания и методология, причем в них уже появляются моменты логистики, напр. у джорджа буля и у. ст. джевонса. решающую роль играет дальнейшее развитие классической англ, эмпирической философии дж. ст. миллем и гербертом спенсером. у последнего отчетливее, чем у первого, проявляется характерный для большинства представителей и направлений англ. философии 19 и 20 вв. союз между эмпиризмом 17 и 18 вв. и биологией 19 в., которые объединяются в эволюционизм, не лишенный спекулятивных элементов; представители последнего среди прочих – у.к.клифорд (1845-1879) и т. г. гексли. классиком биологизма является чарлз дарвин с его учением о «борьбе за существование». против биологизма и эволюционизма выступает романтико-идеалистическое, испытывающее влияние христианства течение, поддерживаемое прежде всего джемсом мартином (1805-1900), а.к.фрэзером (1819-1914) и робертом флинтом (1838-1900). под влиянием нем. идеализма находятся также представители этики томас карлейл, генри зидвик и т.х.грин. однако собственно кантианство, как и гегельянство, в англ, философии не возникло. в то же время мысли канта и гегеля не раз оказывали влияние на англ, философию: гегельянцем является, напр., дж..х.стирлинг. делались самые различные попытки синтеза идеализма и биологизма (в этой связи примечательна книга д.г.ригчи «darwin and hegel», 1893). неогегельянцами являются фрэнсис герберт брэдли, бернард бозанкет и д. мак-таггарт (1886-1925). психологию как биологически обосновываемую теорию сознания продолжали развивать, в частности, джеймс уорд, дж. ф. стоут (1860-1943), ч. э. спирмен (1863 – 1945), а также уильям мак-дугалл. наконец, как самостоятельные явления в англ, философии наиболее известны прагматизм ф.к.с.шиллера и неореалистическая школа (см. неореализм), наиболее видным и влиятельным представителем которой являлся бертран рассел; он объединял в себе острый ум логика и математика, афористические мысли и гуманные, пацифистские идеи. в период между двумя мировыми войнами рассел был наиболее популярным из англ, философов. наряду с ним следует назвать дж.д.хикса (1862-1941), дж.э.мура и ч.д.броуда (род. 1887). из неореалистической школы вышли представители англ, онтологии: сэмюель александер, склонявшийся к пантеизму, платоник алфред норт уайтхед, представляющий эволюционистский теизм, джон лэрд, а. э. тейлор и др. крупным представителем философии религии является x. даусон. философский биологизм представляет дж. с. хаксли. выдающимся представителем философии истории в англии являлся а. дж. тойнби (1889-1975). экзистенциалистская философия не представлена в современной англ. философии ни одним достойным упоминания философом: для англ, научной мысли существование не является философской проблемой.