Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Беспрепятственность

Глоссарий по философии
    – понятие, употребляемое максом шелером в его метафизике. см. торможение.


Свобода, русский
  1. Свобода, воля, вольность, приволье, раздолье. отпускать на свободу (на волю). отпустить душу на покаяние. ср. простор. , воля, простор , давать полную свободу, лишить свободы, предоставлять полную свободу

  2. Неограниченная способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на понимание объективной необходимости. теоретически проблема свободы всегда сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, то есть обусловлены

  3. 1. независимость, отсутствие стеснений и ограничений, сковывающих жизнь и деятельность некоего общества или его членов.

  4. – возможность поступать так, как хочется. свобода – это свобода воли. воля по своей сущности всегда свободная воля. проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику (см. этика), чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим; см. атеизм, детерминизм, первородный грех, целесообразность, индетерминизм, либерализм. доказательство реальности свободы как таковой проводится онтологией в учении о слоях, в психологии – анализом оскорбительной для нормального человека характеристики его как «невменяемого», т.е. как такого человека, который не может отвечать за последствия своих действий, т.к. он несвободен. в истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). в древней философии (у сократа и платона) речь идет прежде всего о свободе и судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у аристотеля и эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у эпикура, стоиков, в неоплатонизме). в средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом бога. в эпоху ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. со времени просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (альтузий, гоббс, гроций, пуфендорф; в 1689 в англии – билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. в нем. религии и философии, начиная от мейстера экхарта, включая лейбница, канта, гёте и шиллера, а также нем. идеализм до шопенгауэра и ницше, ставится вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. ситуация), причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. согласно экзистенциализму хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх – страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т. о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. заброшенность), т.е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. согласно экзистенциализму ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции всеобъемлющего (см. охватывающее, окружающее). свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. согласно экзистенциализму сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. человек, т. к. он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. у него нет оснований для оправдания; см. также свобода трансцендентальная.

  5. , название г. лиски воронежской обл. в 1937-43 (в 1965-91 г. георгиу-деж).

  6. , способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.

  7. (svoboda) людвиг (1895-1979) , президент чсср в 1968-75, генерал армии (1945). в 1942-43 в ссср организатор чехословацких соединений, возглавлял 1-й чехословацкий отдельный батальон, прославившийся в сражении у д. соколово; с 1944 командир 1-го чехословацкого армейского корпуса. в 1945-50 министр национальной обороны. с 1968 в руководстве коммунистической партии чехословакии. международная ленинская премия (1970).




Торможение, русский
  1. Процесс нервный, направленный на ослабление или полное прекращение некоего вида деятельности организма. его действие связано с уменьшением и подавлением условно-рефлекторной активности и приводит:

  2. – в психологии активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров; прерывание органических функций определёнными нервами, в частности вагусом, путем раздражения которого можно замедлить биение сердца или совсем остановить его. торможение является симптомом ограничения функций я, производимого путем вытеснения побуждений (см. комплекс) и связанного с ним обеднения энергии, или путем чрезмерного эротизирования соответствующих органов, или путем самонаказания ввиду запрета, исходящего от указывающего сверх-я. в педагогике интеллектуальное торможение играет отрицательную роль: оно снижает способность к обучению и проявляется в лености, мечтательности, забывчивости, упрямстве и т. д. большая часть воспитательной работы состоит в том, чтобы устранить нежелательное торможение и создать желательное. в метафизике макса шелера торможение и растормаживание являются двумя осн. функциями духа, который растормаживает «могущественный, миросозидающий, несущий в себе бесконечное количество образов порыв, – этот порыв должен нести ответственность за действительность и случайное конкретное бытие этой действительности, которое никогда нельзя однозначно определить сущностными законами и идеями», – с тем чтобы во всей полноте могли осуществиться заложенные в мире идеи и ценности; но дух тормозит его, если нужно защититься перед натиском действительности («die stellung des menschen im kosmos», 1928).

  3. , в физиологии - активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.

  4. Активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса

  5. Активный нервный процесс, противоположный возбуждению, проявляющийся в ослаблении или прекращении присущей данной системе организма деятельности.


Бехтерев в, русский
    Ладимир михайлович (род. 22 янв. 1857, близ вятки – ум. 24 дек. 1927, москва) – рус. психолог, профессор в петербурге (1893-1917), ученик вильгельма вундта, вместе с павловым основал рефлексологию. наряду с др. работами написал: «объективная психология», 3 т., 1907-1910; «общие основы рефлексологии человека», 1918; «коллективная рефлексология», 1921.


Бесконечное, русский
    – философская категория: то, конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя усмотреть. в этом смысле бесконечным является пространство и время, ибо любая граница, которую мы для них устанавливаем или отменяем, есть только граница знания, познания наших чувств и рассудка. слова: «трансфинитное» (абсолютная бесконечная тотальность), «инфинитное» (не имеющее конца), «индефинитное» (неограниченное) и «ickommensurable» (несоизмеримое) выражают приблизительно то же самое, что и «бесконечное». в математике (теория множеств) понятие «бесконечность», которым специально занимались больцано и кантор, имеет особый смысл. идею бесконечности можно найти уже в спекуляциях древних индийцев. большинство греч. философов считало, что мир конечен и ограничен твердым небесным сводом. той же точки зрения придерживается христианство. только николай кузанский и джордано бруно стали опять говорить о бесконечности мира.