|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сангвинический
Глоссарий по философии |
(от лат. sanguis кровь) – живой, импульсивный; см. темперамент .
|
Жизнерадостный, русский
Жизнерадостный , веселый
|
Темперамент, русский
- Темперамент , характер
- Характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности
- Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. темперамент – индивидная характеристи
- — характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности — скорости и интенсивности различных реакций.
- Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
- (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний. со времен гиппократа и галена в зависимости от силы и скорости протекания волевого процесса и процесса чувствования, определяющихся соответствующим . темпераментом, выделяют 4 типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегматический. каждый тип темперамента рассматривается при этом как душевное выражение одного из 4 осн. «соков» тела: крови (haima, лат. sanguis), слизи (pflegma), черной желчи (melancholia) и желтой или белой крови (chole). в зависимости от большей или меньшей мотивирующей силы чувства сангвиник является человеком настроения, подвижным, быстро возбудимым, сравнительно легко переживающим неудачи и неприятности, непостоянным; меланхолик – впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах; холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; флегматиком называют медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. классическое выведение темперамента из отдельных «соков» или смеси их в различных пропорциях с научной точки зрения является несостоятельным; при рассмотрении темпераментов речь идет о структуре свойств всей личности.
- (от лат . temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к гиппократу и систематизированное и. кантом учение о четырех основных типах - сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у э. кречмера и у. шелдона).
- Постоянные, устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.
- (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
|
Санкхья, русский
- – одна из шести классических (ортодоксальных) систем инд. философии; санкхья – мистический и пессимистически-дуалистический реализм, исходящий из принципов пракрити (активная материя) и пуруша (дух). пракрити деятельна, созидательна; пуруша – покоящееся и созерцающее начало; (активная) первоматерия вырабатывает душу, не способную ни к каким действиям; душа же, следуя строгому порядку, вновь выделяет из себя мир (в котором незаметны действия какого-либо личного божества) и создает возможность снова включить в себя этот мир. вся сознательная жизнь – страдание; кажущаяся радость сопровождается болью или имеет ее своим следствием. освобождение от всего этого происходит благодаря тому, что человек познает абсолютное отличие духа от материи, из которой только и рождается страдание. если дух«, благодаря этому познанию достигает бытия-для-себя, то уничтожается внутренний орган, принадлежащий ему до момента освобождения; чувствительное, нежное тело, обусловливавшее до сих пор цикл существования, снова трансформируется в первоматерию; жизнь прекращается.
- (санскр .), одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. основана капилой (ок. 7 в. до н. э.). время расцвета (т. н. классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 вв. в основе дуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. цель бытия - разъединение пуруши и пракрити, "освобождение" пуруши (в форме индивидуальных духовных начал).
Самоопределение, самоназначение, русский
– понятие этики, противоположное понятиям косности, «инертности сердца». самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает. понятие самоопределения имеется уже у кьёркегора и снова возрождается у ясперса, а также у хайдеггера и сартра. сущность самоопределения характеризуется словами, произнесенными якобы наполеоном i: on s`engaga, puis on voit (определяют тебя [для чего-либо], а потом смотрят), т.е. только наблюдают последствия. у сартра самоопределение характеризуется следующим образом: «человек, совершающий самоопределение и благодаря этому выясняющий для себя, что он не только тот, быть которым избрал для себя, но и законодатель, одновременно с самим собой избирающий все человечество, – этот человек едва ли должен избегать чувства своей полной и глубокой ответственности» («l`existentialisme est im humanisme», 1946). см. также труд, пассивизм.
|
|
|
|
|
|
|