Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Феноменология

Глоссарий по философии
  1. (греч., букв. учение о феноменах) – учение о явлении. феноменология означает: 1) у канта – учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о вещи-в-себе; кант употребляет свово «феноменология» в своей работе «metaphysische anfangsgrьnde der naturwissenschaft»; в его трех «критиках» оно не встречается; 2) у гегеля («феноменология духа») – это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредственности – через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, nkykh, философии – к абсолютному знанию; 3) у брентано и его школы – то же, что и «описательная психология»; 4) у штумпфа – анализ чувственного содержания и образов памяти, проникающий вплоть до последних компонентов; 5) у н. гартмана – непредвзятое выявление и описание феноменов (данного) как первая ступень систематирующей работы мысли, за которой следуют вторая и третья ступени – апоретика (проблематика) и теория; 6) у гуссерля – исследование значения и смысла, наука о сущностях (см. эйдос), которая, подобно геометрии, может иметь дело только с чистыми «эссенциями», сущностями, но не с реальными «экзистенциями», вещами, фактами, сведения о которых намеренно исключены, «заключены в скобки» (см. эпоха). вернее, у гуссерля феноменология есть не учение о самой сущности, а наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность (см. интенция), т.е. сознание есть сознание о чем-либо. в самой сущности переживания не заключено не только того, что оно представляет собой, но также и того, что в нем мыслится, в каком определенном и неопределенном смысле оно является сознанием, одним словом, что оно «полагает». реальностью обладает отнюдь не то, что является самостоятельным, но только интенциональное, основанное, являющееся. «сущность», которая имеет значение для целого ряда «индивидов» (индивидуальных данностей), объединяет, образует целую «область» индивидов, принадлежащих к соответствующей «сущности», т.е., напр., то, что утверждается о сущности «общности», имеет значение для всех действительных общностей. последняя (абстрактнейшая, чисто формальная) всеобщность сущностей образует «областьдля-себя», исследование которой составляет конечную задачу феноменологии. принцип mathesis universalis в логике, математике, теории множеств и отношений постигается в себе, что может проложить для науки путь к «самим вещам». феноменология гуссерля представляет собой наряду с философией жизни, экзистециализмом, онтологией одно из четырех крупнейших направлений, определяющих развитие современной философии. метод гуссерля занимает место естественной природной установки человека по отношению к тому, что встречается ему в жизни, – установки, которая является скрытым или явно выраженным предположением о возможности существования микрокосмоса. феноменология хочет расчистить тот путь к явлениям, который при «природной» установке заполнен предрассудками о являющемся. сознание, освобожденное от всех человеческих установок, является полаганием мира, т.е. прямой направленностью на данное, на «мир», который, однако, необходимо понимать не как микрокосмос, а как коррелят сознания, при котором этот мир является только пунктом соотнесения направленности сознания на предмет «интенциональности». в феноменологии «сознание становится чистым сознанием». существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается `в ходе созерцания, при помощи смутных представлений, осмысления, оценки, в ходе практических действий; участие субъекта в этих процессах сознания сначала не интересует феноменологию. мир превращается в «феномен мира». в этом смысле феноменология является наукой о конструировании мира (таким, каким он имеет значение сущего для человека, обладающего феноменологической установкой), о структуре бытия, которое для такого человека имеет значение идеальной предметности. это конструирование и эта структура осуществляются в чистых переживаниях сознания, создающих смысл и «полагающих» его, т.е. в «интендированных» образах. гуссерль считает свою феноменологию осн. наукой философии вообще; и действительно, как метод она оказала огромное влияние на развитие философии, в частности экзистенциализма, онтологии и логистики.

  2. (греч ., букв. - учение о феноменах),..1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (и. г. ламберт, и. кант), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания ("феноменология духа" гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (ф. брентано, а. мейнонг)...2) идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. 20 в. сформулировал э. гуссерль; задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания - интенциональности (т. е. направленности на предмет). феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии.


Phenomenology, английский
    A philosophy of intentionality and meaning; it has been applied to ai in debates on the role of intentionality and cognition. many of the debates between the schools of husserl and heidegger over the nature of intentionality have been carried over into ai discussions.




Изображение, русский
  1. Изображение, вид, лик, икона, образ, картина, портрет, карточка, снимок, слепок, фигура, изваяние, кумир, статуя, бюст, силуэт; копия, подражание; описание, представление, проявление. ср. вид и рисунок. , картина, отражение, рисунок

  2. Картина, состоящая из точек пересечения лучей, выходящих из оптической системы, с некоторой поверхностью в пространстве изображений.


Нравственности, русский

Психология, русский
  1. Наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  2. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин в

  3. — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

  4. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. область знаний о внутреннем – психическом – мире человека. термин возник в xvi в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. в строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог – человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

  5. (от греч. psyche душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта – воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. современная психология отличается от старой (которую завершает в. вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. гештальткачества, структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. закон, прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. система отношений, поле). в то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология), совместной жизни людей (социальная психология, психология масс), психологией правонарушения (криминалистическая психология), проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология), духовных требований трудовой жизни (психология труда, тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология), устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. дифференциальная психология) и описательную (см. описательная психология) психологии. вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания, психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. психология как наука развивалась исторически. первую психологию написал аристотель; он рассматривал душу как «первую энтелехию», т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями – питанием, ощущением и мышлением. и только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. это механистическое понимание душевной жизни представляли гоббс и спиноза. в англ, ассоциативной психологии (гартли, юм – в 18 в., позже – дж. милль, дж.ст.милль, а.бэн, г.спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом «механического» результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. прогресс психологии чувств (и.мюллер, е.г.вебер, г.л.ф.гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (г.т.фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (ч.дарвин, г.спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии – все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

  6. (от психо ... и ...логия), наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (аристотель, "о душе" и др.). в 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. в сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). в 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. в русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" - естественно-научной и культурно-исторической (см. понимающая психология). главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в сша) гуманистическая психология, когнитивная психология. отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др.


Проблематика, русский

Исследование, русский
  1. Исследование , испытание, книга

  2. 1. проведение научного изучения. 2. осмотр для выяснения, изучения чего-либо. 3. научный труд.

  3. Разновидность деятельности, направленной на получение и развитие обобщаемых знаний. такие знания включают теории, принципы, взаимосвязи или накапливаемую информацию, на которой они основаны, и могут быть подвержены приемлемым методам научного наблюдения, логического вывода и/или эксперимента (адаптировано из cioms, 1993). когда объектами эпидемиологического исследования становятся люди, обязателен этический контроль, однако грань между исследованиями, которые требуют контроля, и обычной практикой, например, надзором или эпидемиологическим контролем, к которому те же правила могут не относится или быть менее обязательными, слабо различима.

  4. Вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний

  5. Процесс выработки новых знаний. характеризуется

  6. (буквально «следование изнутри») в пре- дельно широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. в более узком смысле научное исследование – цикл научной деятельности, направлен- ный на решение конкретной научной проблемы. [70].


Ферекид, русский
    (род. 584/83 – ум. 499/98, остров сирое) – древнегреч. космолог, современник анаксимандра, написавший «теогонию» и «космогонию». выдвигал учение о превращениях душ, где различал 3 элемента: огонь, воздух, воду.


Феноменализм, русский
  1. – философское направление, рассматривающее предметы опыта или как проявления (феномены) непознаваемой «вещи-в-себе» (объективный феноменализм), или как простые феномены сознания и субъективные ощущения (крайний феноменализм). объективный феноменализм защищали кант, шопенгауэр, гербарт, лотце, э. гартман; крайний феноменализм – мах, файхингер.

  2. , философское учение, признающее непосредственным объектом познания явления. феноменализм характерен для учения дж. беркли, махизма.