Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Зрение

  1. Зрение , взгляд, чувство , точка зрения

  2. Способность к превращению в ощущения зрительные энергии электромагнитного излучения светового диапазона (в пределах от 300 до 1000 нм.). при поглощении зрительными пигментами сетчатки квантов света возникает зрительное возбуждение. фотохимические изменени

  3. Способность к превращению в ощущения зрительные энергии электромагнитного излучения светового диапазона (в пределах от 300 до 1000 нм.). при поглощении зрительными пигментами сетчатки квантов света возникает зрительное возбуждение. фотохимические изменения в пигментах сетчатки приводят к изменениям электрических потенциалов, кои затем распространяются по всем уровням системы зрительной. чувствительность зрения весьма высока. для появления ощущения зрительного достаточно, чтобы на сетчатку попало лишь несколько квантов света. по критерию участия в построении ощущения зрительного разных периферических элементов системы зрительной различаются три вида зрения:

  4. , восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. у человека и высших животных световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (видимая часть спектра) воспринимаются светочувствительными клетками сетчатки глаза. нервное возбуждение через зрительный нерв и проводящие пути центральной нервной системы передается в зрительные центры головного мозга, где возникает зрительное ощущение. см. также цветовое зрение.


Wzrok, польский

Вид, русский
  1. Основная систематическая единица в ботанике; совокупность сходных по своему строению особей, родственных по происхождению и комплексу наследственных признаков.

  2. Вид, видимость, внешность, наружность, поверхность, лицо, личина, лик, облик, обличие, образ, очертание, тип, подобие, фасон, фигура (конфигурация), форма, характер, покрой; картина, пейзаж, ландшафт, перспектива; выражение, оттенок; лоск, мишура. лоск об

  3. Валовый национальный доход

  4. , в биологии - основная структурная и классификационная (таксономическая) единица в системе живых организмов; совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков, населяющих определенный ареал, обособленных от других нескрещиваемостью в природных условиях. в систематике животных и растений вид обозначается в соответствии с бинарной номенклатурой.

  5. (аспект) , в лингвистике - грамматическая категория глагола, обозначающая характер протекания действия в его отношении к результату, длительности, повторяемости и т. п. по составу противопоставляемых значений различна в разных языках. в русском языке, напр., противопоставляются два вида - совершенный и несовершенный.

  6. (письменный вид) , в россии 19 - нач. 20 вв. всякого рода свидетельство: о рождении, происхождении, поведении и т. п. см. вид на жительство.

  7. (лат. species) – в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие – понятие рода (лат. genus; см. род). в свою очередь понятие вида может стать по отношению к подчиненным понятиям также понятием рода. в биологии понятие вида – это общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относительно неизменными, совпадают. вплоть до 19 в. биологические виды считались неизменными; начиная с дарвина, получило развитие учение о постепенном изменении также и видов (см. видовая душа).

  8. Графическое представление двумерного чертежа или трехмерной модели из заданного места (точки зрения) в пространстве. см. также точка зрения и видовой экран. (3dорбита, тзрения, двид, вид)

  9. Таксономическая категория в сис­тематике микроорганизмов.

  10. Это совокупность особей, имеющих общее происхождение, близких между собой по генетическим, морфологическим и физиологическим признакам, приспособленных к определенной среде обитания, обладающих сходным обменом веществ и характером межвидовых отношений.


Syn, шведский

Visus, i, n, латинский

Visio, onis, f, латинский

Acies, ei, f (incolumis), латинский

Somniare, латинский

Взгляд, русский
    Взгляд, взор; зрение, лицезрение, созерцание. взгляд кроткий, ласковый, томный, пристальный. взор алчный. ср. мнение. , воззрение, мнение, суждение , бросить взгляд, на чей-л. взгляд, разделять взгляды




Способность, русский
  1. Успешная стратегия выполнения некоторого задания. стратегия последовательность мыслей и действий для получения конкретного результата.

  2. Способность, дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. недюжинные способности.

  3. Определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. под ними понимается высокий уровень интегр

  4. Определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

  5. Ability


Возбуждение, русский
  1. Возбуждение, побуждение, подбивание, подговаривание, подзадоривание, подстрекательство, наущение, агитация; импульс, стимул, толчок, аффект. ср. влияние. , влияние, побуждение

  2. Свойство живых организмов – активный ответ возбудимой ткани на раздражение. основная функция для нервной системы. клетки, образующие ее, обладают свойством проведения возбуждения из участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки: благода

  3. Свойство живых организмов – активный ответ возбудимой ткани на раздражение. основная функция для нервной системы. клетки, образующие ее, обладают свойством проведения возбуждения из участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки: благодаря этому нервные клетки способны передавать сигналы от одних структур организма к другим, тем самым возбуждение стало носителем информации о свойствах поступающих извне раздражений и, вместе с торможением, – регулятором активности всех органов и систем организма. процесс возбуждения возникает лишь при определенной интенсивности внешнего стимула, превышающей абсолютный порог возбуждения (-> порог восприятия), свойственный данному органу. в основе возбуждения лежат физико-химические процессы, с коими связаны биоэлектрические явления, .сопровождающие возбуждение и регистрируемые как на клеточном уровне, так и с поверхности тела животного и человека. способы его распространения зависят от формы системы нервной: в самой примитивной – диффузной – системе нервной активность проводится равномерно в различных направлениях, постепенно затухая. в ходе эволюции наряду с усложнением системы нервной совершенствовались и способы передачи возбуждения, при коих этот процесс распространяется до конца пути без какого-либо ослабления, что позволяет возбуждению выполнять регулирующую функцию в целостном организме. процессы возбуждения и торможения образует основу деятельности нервной высшей. их индивидуальные особенности определяют тип последней (-> деятельность нервная высшая: тип), а их динамика накладывает печать на все акты поведения.

  4. , в биологии - реакция живых клеток на воздействие различных факторов внешней и внутренней среды. при возбуждении живая система переходит из состояния относительного физиологического покоя к деятельности. в основе возбуждения лежат сложные физико-химические процессы. наиболее полно возбуждение изучено в нервных и мышечных клетках, где оно сопровождается возникновением распространяющегося биоэлектрического потенциала - нервного импульса. способность клеток к возбуждению называется возбудимостью. ср. торможение.

  5. Возбуждение (зажигание) с помощью вспомогательной дуги

  6. Психопатологическое состояние, характеризующееся усилением и ускорением различных проявлений психической деятельности: мышления, речи, моторики.


Потенциалов, русский

Чувствительность, русский
  1. Чувствительность, чутье, нюх, отзывчивость, обидчивость, щепетильность. аффектация. ср. обидчивость. , восприимчивость

  2. 1. в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. в психологии дифференциальной и характерологии – повышенная готовность к реакциям аффективным

  3. , свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. у животных, обладающих нервной системой, специализированные чувствительные клетки (рецепторы) имеют высокую избирательную чувствительность к различным раздражителям. основные виды чувствительности: тактильная (прикосновение), болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов.

  4. 1. в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. в психологии дифференциальной и характерологии – повышенная готовность к реакциям аффективным. 3. общая способность к ощущению – способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям. здесь отражение, согласно а. н. леонтьеву, имеет два аспекта: в объективном смысле – реагирование на данный агент, прежде всего двигательное; в субъективном – внутреннее переживание, ощущение данного объекта. чувствительность как способность иметь ощущения составляет основу личности. уровни развития разного рода чувствительности – это задатки для развития способностей. классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. так, выделяются виды чувствительность, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и прочих стимулов. чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных процессов психофизиологических. в результате обычно получаются несколько различные показатели; например, чувствительность зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. появление новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике позволило создать обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия порога ощущения.

  5. (сентиментальность) – склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств. эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее представители в англии – ричардсон, стерн, гольдсмит, юнг; во франции – руссо; в германии он представлен прежде всего книгой «страдания молодого вертера» гёте. см. также раздражимость.

  6. Свойство средства измерений, определяемое отношением изменения выходного сигнала этого средства к вызывающему его изменению измеряемой величины.

  7. Способность организма воспринимать раздражения, поступающие из окружающей или внутренней среды и отвечать на них дифференцированными формами реакций.


Достаточно, русский
    Достаточно , довольно


Восприятие, русский
  1. Отражение в сознании человека предмета или явления в результате внешнего воздействия на его органы чувств.

  2. Отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  3. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздейс

  4. — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  5. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. детерминировано предметностью мира явлений. возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). в отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет – в совокупности его инвариантных свойств. на уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. в целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию и. м. сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия – таких, как константность – неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно а. н. леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. в процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя – осознание собственного я. чувство своего я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. в обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии – в симптоматике расстройств сенсорных. современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты – относить их к некоему семантическому классу (категории). динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. с процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. в психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. в других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней – психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. в зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, – от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. по модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. при этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. в частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. за счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. в числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. свойства восприятия, существующие на уровне сознания – это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия – к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. в этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

  6. Запоминание и оценка рекламы и pr-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию

  7. , сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

  8. – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. прегнантности правило).

  9. Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного

  10. Отражение окружающей ситуации и ее элементов при взаимодействии органов чувств человека или рецепторов искусственной системы с внешней средой. в. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в среде и порождает поток входной информации для последующей обработки ее человеком или искусственной системой. для интеллектуальных систем наиболее важными видами восприятия являются восприятие зрительной информации, восприятие тактильной информации и акустической информации (распознавание речи).

  11. Психический процесс отражения действительности.

  12. Психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

  13. Целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.


Посредством, русский
    Посредством , через


Xv. sport, польский

Wzrok, польский