Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Познание

  1. Познание , знание, понимание

  2. Постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

  3. – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. в философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «он познал его как лжеца». в познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. в познании всегда содержится также узнавание. новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. в познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. субъект постигает, а объект постигаем. понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. явление). это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». объект независим от субъекта. он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. то, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. за этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (н. гартман). существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. с этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. с др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. в соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».

  4. , процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

  5. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

  6. Способ отражения объективной реальности путем получения знания о ней.

  7. Умственный процесс приобретения знаний. он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. в познании выделяют два уровня: чувственное позна- ние, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представ- ления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, сужде- ниях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках послед- него – познание человека, познание природы и познание общества. различные стороны процесса познания исследуются рядом специ- альных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологи- ей науки и т.п. общее учение о познании дает философская теория познания – гносеология. [115].


Erkenntnis, немецкий

Сведение, русский
  1. Сведение , знание , доводить до сведения, дойти до сведения, иметь сведения, принимать к сведению, собирать сведения

  2. Преобразование одной задачи к другой.


Понимание, русский
  1. Понимание, познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение. ср. суждение. , воззрение, знание, суждение , выше понимания, превыше понимания

  2. Постижение значения и смысла какого-то явления.

  3. 1. способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат.

  4. — постижение значения и смысла какого-то явления.

  5. – 1) иметь о чем-либо правильное понятие. в психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. при понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен дройзеном (j. g. droysen, grundriя der historik, 1868). позднее понимание было противопоставлено (в частности, дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественнонаучному методу «объяснения». шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное понимание, объективное понимание и историческое понимание.

  6. Процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений реальности, познаваемых в чувственном, эмпирическом и теоретическом опыте человека.


Знание, русский
  1. Знание, познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство. без моего ведения (ведома). это надо делать умеючи; для этого требуется уменье; это не то, что лапти плесть. круг сведений и понятий -- у

  2. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к

  3. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. по мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

  4. – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. по м. шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. в формальном смысле это участие называется любовью (ср. отдавание себя). знание должно служить, как считает шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, – такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия `(sosein) и наличного бытия (см. первосущее). эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. это знание – знание ради божества. его называют искупительным знанием. и наконец, в-третьих, имеется цель становления – практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «это знание позитивных наук, знание господства и действия» («erkenntnis und arbeit», в «die wissensformen und die gesellschaft», 1926); см. социология знания.

  5. , форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. знание объективизируется знаковыми средствами языка.

  6. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. знание рассматривается как потенциал для действий, имеющий тесную связь с результатами, как способность к эффективным действиям, использование которой позволяет увеличивать темпы инновационной деятельности, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, ориентированную на создание ценностей для потребителей, снижать затраты и т.д., т.е. приводить к росту эффективности работы организаций. это подвижное соединение опыта, ценностей, информации и экспертного понимания.


Cognitio [onis, f], латинский

Scientia [ae, f], латинский

Cognition, английский
  1. Cognición

  2. The mental action or process of gaining knowledge by using your mind or your senses, or knowledge gained in this way

  3. Познание

  4. N когниция; познание, знание architecture ~ когн. архитектура когниции5 (син. architecture of mind) 2 стоящие рядом два или более согласных. 3 компонент сложной финали слога – согласный или консонантная группа, следующие за гласным или дифтонгом. 4 одна из базовых операций компьютерной обработки текстов; для заданных описания текста и указателя на сегмент этого текста для определённого предиката о тексте вырабатывается его значение – предикация, добавляемая к описанию. 5 строение, структура и система когнитивных способностей человека, когнитивного аппарата его психики; то, что служит в мозгу человека осуществлению его когнитивной деятельности и т.п. cognitive 29 comparison

  5. Распознавание (образов)

  6. Originally used to separate the rational processes invol ved in the aquisi tion, o.rganiza tion and use of know ledge from the emotional, instinctive, or impulsive reactions, it now designates all information processing activities of the brain (->artificial intelligence), including perception, thinking, decision making, linguistic competence and motor control.

  7. Thinking.




Постижение, русский
    Постижение , понимание


Приобретение, русский
  1. Приобретение , доход

  2. Полученное во владение, обладание.


Обозначить, русский

Познавание, русский
    Познавание , понимание


Способности, русский
  1. Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.

  2. , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.


Erkenntnis, немецкий

Erkennen, identifizierung, немецкий