Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

07 февраля, 2024

Ghostwriting vs. Copywriting

30 января, 2024

Preparing a scientific article for publication in an electronic (online) journal

20 декабря, 2023

Translation and editing of drawings in CAD systems

10 декабря, 2023

About automatic speech recognition

30 ноября, 2023

Translation services for tunneling shields and tunnel construction technologies

22 ноября, 2023

Proofreading of English text



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Cognition

Англо-испанский медицинский глоссарий
  1. Cognición

  2. The mental action or process of gaining knowledge by using your mind or your senses, or knowledge gained in this way

  3. Познание

  4. N когниция; познание, знание architecture ~ когн. архитектура когниции5 (син. architecture of mind) 2 стоящие рядом два или более согласных. 3 компонент сложной финали слога – согласный или консонантная группа, следующие за гласным или дифтонгом. 4 одна из базовых операций компьютерной обработки текстов; для заданных описания текста и указателя на сегмент этого текста для определённого предиката о тексте вырабатывается его значение – предикация, добавляемая к описанию. 5 строение, структура и система когнитивных способностей человека, когнитивного аппарата его психики; то, что служит в мозгу человека осуществлению его когнитивной деятельности и т.п. cognitive 29 comparison

  5. Распознавание (образов)

  6. Originally used to separate the rational processes invol ved in the aquisi tion, o.rganiza tion and use of know ledge from the emotional, instinctive, or impulsive reactions, it now designates all information processing activities of the brain (->artificial intelligence), including perception, thinking, decision making, linguistic competence and motor control.

  7. Thinking.


Познание, русский
  1. Познание , знание, понимание

  2. Постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.

  3. – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. познанием называют как (неточно) процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», так и результат этого процесса. в философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто»; напр., говорят: «он познал его как лжеца». в познании, т. о., содержится оценка, которая опирается на опыт. кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот никогда не сможет познать человека как лжеца. в познании всегда содержится также узнавание. новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познание может возникнуть только как следствие творческой фантазии. познание исследуется со времен греч. философии, оно изучается с точки зрения (объективного) источника, или происхождения (субъективной), способности, т.е. возможностей к познанию, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в 19 в., а также в нач. 20 в. порой заглушало почти все прочие направления философии. внутри познания проводят различие между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания в соответствии с наиболее важными предметными областями. в познании субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое. субъект постигает, а объект постигаем. понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях (см. явление). это отражение также объективно, т.е. субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». объект независим от субъекта. он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». наряду с бытием объекта в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и бытием-для-себя. бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается еще не познанный остаток. тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа. поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. смягчение такого напряжения надо искать в направлении прогресса познания, благодаря которому граница между тем, что уже познано, и тем, что должно быть познано, передвигается в трансобъективное. деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя" к определенностям объекта. то, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, т.е. бесконечным. прогресс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. за этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное (часто ошибочно называемое иррациональным). «как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)» (н. гартман). существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. область трансинтеллигибельного, к которой принадлежат бытие-в-себе (см. также реальность) и 6ытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. каким образом происходит перенос определенных моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно. но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, определено, если, далее, полагать, что субъект является наиболее способным среди всего сущего к реагированию и чувствованию, то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. с этой точки зрения познание есть постижение прежде всего соответствующих субъекту членов отношений между объектом и субъектом. принципы познания, т.е. способ, каким совершается познание, должны быть, т. о., одинаковыми для всех субъектов. с др. стороны, напр. из исчисляемости физических процессов (возможностей с учетом известных погрешностей), следует, что границы математической логики (и тем самым значимость, законность априорного взгляда) находятся за сферой. применение положений математики к природным явлениям означает распространение логической сферы на реальную. имеются логические связи и отношения, которые согласуются со связями и отношениями реального. в соответствии с этим логическая сфера является посредником между миром отражения и миром реального. следовательно, принципы познания не только одинаковы для всех субъектов, но они выступают также и в мире объективного – как категории. познание возможно, потому что категории познания идентичны категориям бытия. однако как неверно говорить, что все категории познания являются категориями бытия, так неправильно доказывать, что все категории бытия представляют собой одновременно и категории познания. если бы было действительно первое, то всякое познание содержало бы чистую истину; если бы было действительно второе, то все сущее было бы познаваемо без остатка. область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам: напр., орбиты движения планет фактически являются «эллиптическими».

  4. , процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

  5. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

  6. Способ отражения объективной реальности путем получения знания о ней.

  7. Умственный процесс приобретения знаний. он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. в познании выделяют два уровня: чувственное позна- ние, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представ- ления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, сужде- ниях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках послед- него – познание человека, познание природы и познание общества. различные стороны процесса познания исследуются рядом специ- альных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологи- ей науки и т.п. общее учение о познании дает философская теория познания – гносеология. [115].


Восприятие, русский
  1. Отражение в сознании человека предмета или явления в результате внешнего воздействия на его органы чувств.

  2. Отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  3. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздейс

  4. — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  5. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. детерминировано предметностью мира явлений. возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). в отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет – в совокупности его инвариантных свойств. на уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. в целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию и. м. сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия – таких, как константность – неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно а. н. леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. в процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя – осознание собственного я. чувство своего я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. в обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии – в симптоматике расстройств сенсорных. современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты – относить их к некоему семантическому классу (категории). динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. с процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. в психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. в других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней – психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. в зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, – от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. по модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. при этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. в частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. за счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. в числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. свойства восприятия, существующие на уровне сознания – это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия – к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. в этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

  6. Запоминание и оценка рекламы и pr-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию

  7. , сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

  8. – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. прегнантности правило).

  9. Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного

  10. Отражение окружающей ситуации и ее элементов при взаимодействии органов чувств человека или рецепторов искусственной системы с внешней средой. в. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в среде и порождает поток входной информации для последующей обработки ее человеком или искусственной системой. для интеллектуальных систем наиболее важными видами восприятия являются восприятие зрительной информации, восприятие тактильной информации и акустической информации (распознавание речи).

  11. Психический процесс отражения действительности.

  12. Психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

  13. Целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.




Architecture, английский
  1. Кабельная система здания топология локальной сети (шина, кольцо, звезда и т. п.)

  2. Форма и формат управления элементами стандартной транзакции.

  3. In networks, it is how the components are connected to and operate with one another. the term “network architecture” focuses on how fiber optic system elements communicate including functional organization (services) and configuration (topology and communications)

  4. A domestic picturesque patterned after its chalet prototype in switzerland; usually a two-story house built of rough-cut lumber to enhance its rustic appearance; often a front-gabled, shingled roof of moderate pitch, occasionally a jerkinhead roof; bracketed eaves having a significant overhang; exposed rafters; often, walls of board-and-batten construction; porches typically have flat balusters with cut-outs or stickwork. occasionally

  5. Конструкция (робота) см. также struсturе оf rоbоt

  6. N архитектура cognition, mind

  7. Архитектура

  8. See naval architecture.

  9. Общество по использованию эвм в технике, планировании и архитектуре

  10. A set of values, constraints, guidance, and practices that support the active evolution of the planning, designing, and construction of a system. the approach evolves over time, while simultaneously supporting the needs of current customers. 8 architecture can refer to sets of components in a computing system and their operational interrelationships as well as other important configurations such as the architecture of a neural network, which captures the patterns of connectivity within and between layers of units in the network model. artificial general intelligence (agi): a phrase that has been used to capture the possibility of developing more general ai capabilities, in distinction to the typically narrow capabilities of ai systems that have been developed to date. some use the term to refer to the prospect of achieving more human-like intelligence, developing ai systems with the ability to perform many of the intellectual tasks that humans are capable of doing, or developing systems that might employ a wide range of skills across multiple domains of expertise. artificial intelligence (ai): the ability of a computer system to solve problems and to perform tasks that have traditionally required human intelligence to solve. 603 p

  11. The basic design of a computer’s hardware. computers with different architecture, such as the pc and the mac, cannot run each others’ programs.

  12. The data-handling capacity of a microprocessor.

  13. The design of application software incorporating protocols and the means for expansion and interfacing with other programs.

  14. The physical construction or design of a computer system and its components.


Архитектура, русский
  1. См. архитектура системы.

  2. Архитектура - искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.

  3. Искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура.

  4. Качественная сторона строительной деятельности, отражающая эстетические отношения процесса создания строительного объекта.

  5. Архитектура , искусство

  6. Искусство строить и украшать здания; строи-тельное искусство, зодчество.

  7. (лат . architectura, от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. в архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

  8. Искусство проектирования и строительства сооружений, решающее эстетические и социальные задачи. архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура, архитектура. архитектура ландшафтная - вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа.

  9. Описание числа слоев в нейронной сети, передаточных (активационных) функций каждого слоя, числа нейронов в каждом слое и связей между слоями.


Деятельности, русский

Comparison, английский
  1. (логическое) сопоставление a) an ordinary comparison of two objects belonging to the same classes (v.a.k.) she is like her mother. b) weighing two objects belonging to one class of things with the purpose of establishing the degree of the

  2. Сравнение, сличение

  3. Сравнение

  4. N сравнение compensation 30 concept degree of ~ степень сравнения (тж. degree)

  5. Сравнение; сличение; сопоставление; компарирование

  6. This is an operation that compares things like if the values in two variables are equal. in processing the equals comparison is done with the double equals: ==. in netlogo it is done with a single equals: =. other comparisons are things like not equal and greater than.

  7. Short for "comparison ticket," a memorandum between two brokers that confirms the details of a transaction to be carried out.


Распознавание, русский

Originally, английский
    Первоначально


Cognitive factors, английский
    Factores cognitivos


Co-dominant inheritance, английский
    Herencia co-dominante