Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Мораль

  1. Мораль , вывод, наука

  2. Форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека, слагаемый из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных.

  3. Нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, – одна из основных форм общественного сознания.

  4. Нравственность, совокупность норм и принципов поведения индивида по отношению к обществу и другим людям, – одна из основных форм общественного сознания.

  5. (от лат. moralis – нравственный) – та область из царства этических ценностей (см. этика), которая прежде всего признается каждым взрослым человеком. размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения (принцип множества моралей и единства этики). осн. проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных ценностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления (меньше всего в силу понимания того, что считается правильным) ценностей социальных (признание прав др. личности, справедливость, самообладание, правдивость, благонадежность, верность, терпимость, вежливость и т. д.); см. правило. к господствующей морали у всех народов и во все времена, кроме социальных ценностей, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как благое поведение (любовь к ближнему, благотворительность, гостеприимность, почитание предков, отправление религиозных культов и т. д.). мораль – это составная часть индивидуального микрокосмоса, она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.

  6. (от лат . moralis - нравственный),1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. в отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. в отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).


Нравственность, русский
  1. Нравственность , упадок нравственности

  2. Сторона моральных отношений, в которой проявляется реальный уровень моральности общества, существующий в данных условиях, в данный момент.

  3. Регулирующая функция человеческого поведения. согласно з. фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.

  4. – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. нравственное чувство является, по канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». сущность нравственности является предметом этики.

  5. , см. мораль.


Moral, шведский

Mores, um, mpl, латинский

Moralitas [atis, f] [e]thica (e) es (gr), латинский

(boni / recti) mores um mpl, (recta) morum disciplina [ae, f], латинский

Inique, латинский

Morum conditio, латинский

Вывод, русский
  1. Крепостное сооружение, выступающее перед основным.

  2. Вывод, заключение, умозаключение, нравоучение, мораль; суд, силлогизм. ср. следствие и мнение. , мнение, суд , сделать вывод

  3. , переход от посылок к следствиям (заключениям) по правилам логики (см. также дедукция).

  4. – в логике рассуждение, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вывод) – суждение, вытекающее из посылок. см. также дедукция, индукция.

  5. Получение новых информационных единиц из ранее известных. частным случаем является логический вывод.

  6. Кратко и четко сформулированное заключение но конкретному направлению, вытекающее из материалов проведенных научных исследований.

  7. Цифровой или текстовой материал, сгруппированный в виде горизонтальных строк и вертикальных колонок, разделенных пробельным материалом

  8. Итоговое утверждение констатирующего типа.


Этика, русский
  1. Наука, изучающая мораль.

  2. 1. учение о морали как одной из форм общественного сознания – о ее сущности, роли, законах развития. одна из форм идеологии. 2. совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

  3. (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется аристотелем. от стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "этика" б. спинозы - учение о субстанции и ее модусах. этика - наука о должном в системе и. канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. в 20 в. м. шелер и н. гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

  4. (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. термин впервые употреблен аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. этика способствует пробуждению оценивающего сознания. в жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. современный человек отуплен и постоянно спешит. этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. этические ценности – это ценности убеждения и поведения. деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. побуждающая способность). имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. то, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. у каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. в ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. ситуация). этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. в царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). все эти ценности можно дифференцировать и далее. история этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. в зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). в зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. в современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

  5. Раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований1,2. 1 bankowsky z., bryant j.h., last j.m., eds. ethics and epidemiology: international guidelines. geneva: cioms/who, 1991. 2 fayerweather w.e., higginson j., beauchamp t.l., eds. ethics in epidemiology. new york: pergamon press, 1991 (also j clin epidemiol, 1991; 44, suppl 1).

  6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. [10]. я


Совет, русский
  1. Совет, внушение, предложение, рекомендация; собрание, синод, сейм, вече, дума, комитет, комиссия, бюро. дать совет, принимать совет. ср. совещание. , внушение, общество, суд , дать совет, держать совет, последовать совету

  2. 1. совещание, заседание для совместного обсуждения чего-либо; 2. название различных коллегиальных органов: совет директоров, совет бригады и т.д.


Morality, английский
    Ability of differentiating the right from the wrong.




Общественный, русский
  1. Общественный , общий

  2. , -ая, -ое йoзкотырса, oтйoза


Деятельности, русский

Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Нравственный, русский
    Нравственный, высоконравственный, благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный. ср. невинный и честный. , порядочный


Содержание, русский
  1. Содержание, содержимое, предмет, суть, сущность, материя, сюжет, тема, фабула, оглавление; довольствие, продовольствие, жизнь, иждивение, кошт. сюжет (фабула) романа; предмет (тема) разговора. книга ученого содержания. они рассуждают о важных материях. эт

  2. 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата.

  3. – 1) есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны – снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

  4. Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов с указанием начальных страниц. см. оглавление.

  5. Справочный элемент издания, в котором дан перечень всех статей или отдельных произведений, входящих в издание, с указанием номеров страниц, на которых они начинаются


Потребление, русский
  1. Потребление , продукт потребления

  2. , использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное. в зависимости от вида потребляемых благ различается потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг. по способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным или коллективным. потребление органически связано с производством, распределением и обменом.


Этичный, русский

Ночное время, русский