|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виновник
|
Виновник, создатель, созидатель, устроитель, инициатор, автор, производитель, творец, основатель, учредитель. зиждитель мира, зиждитель монастыря. ср. зачинщик. , автор, зачинщик, причина
|
Brottsling, шведский
Auctor, oris, m, латинский
Molitor, oris, m, латинский
Concinnator, oris, m, латинский
Saltus, латинский
Reus, латинский
Бог, русский
- Бог, аллах, иегова, саваоф, небо, всевышний, вседержитель, господь, предвечный, создатель, творец. (зевес, юпитер, нептун, аполлон, меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. , идол, любимец , в бозе почивший, воссылать молитву к богу, давай бо
- , в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому богу принадлежит абсолютная власть над миром ("всемогущество"). вера в бога - основа всякой религии.
- (лат. deus, греч. theos) – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами. в понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. особенно хорошо можно проследить развитие представления о боге в инд. мифологии: инд. «боги» сначала были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими и изобретательными людьми, которые знали и могли намного больше, чем все другие, и поэтому приносили людям нужные им блага, о которых их просили. позднее их возвели в ранг богов, тем самым боги стали «могущественными», «знающими», «добрыми» и «жертвователями всех благ». они были «творцами», т.е. изобретателями, техниками древности, героями и «королями», родоначальниками и вождями племен («праотец», «предок» – у первобытных народов это часто характеристика божества). в свете представления о боге с самого начала выступали также могущественные природные силы и вещи: ясное дневное небо, солнце, луна и т. д.; перед ними преклонялись еще наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими (см. анимизм, первобытные формы религии), как перед духовными сущностями. поэтому эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми, они суть то, чем и каким человек не является, но хотел бы быть. они вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. кто повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы, одаряют его сначала материальными, а затем и духовными благами и дают ему долю своей проницательности, своего могущества и, наконец, даже бессмертия в «потустороннем» мире. они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, дающего возможность понять мир со всем его злом и со всеми страданиями, благодаря которым находят объяснение также загадки собственной души («борьба между зверем и ангелом» – а. жид); см. также искупление. самая первоначальная форма религии – это, пожалуй, монотеизм как «первобытный монотеизм», т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. появление др. героев, предков, вождей, изобретателей и т. п. вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму, почитанию многих богов; если при наличии множества богов почитается лишь один бог, говорят о генотеизме. более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. но первоначально единственный бог путем обожествления его атрибутов снова может превратиться во множество богов. представления народной религии соответственно своему происхождению остаются по большей части антропоморфическими: бог – это человекоподобная личность (см. теизм) – или тероморфическими: боги выступают в виде животных. научное познание и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к панентеизму, или к атеизму. все представления о боге, выражающиеся в этих понятиях, так или иначе противоречат христ. церковным догмам о боге. в этом смысле специфическое понятие бога ограничивается, собственно говоря, философским мышлением. современная метафизика называет божественное (бога или богов) первичной данностью человеческого создания; божественное является священным (см. священное) и абсолютно сущим, в то время как человек относится к сфере относительно и случайно сущего (которое, однако, согласно шелеру, «выполняет функцию извещения об абсолютном бытии сущего»). божественное равнозначно царству ценностей, в особенности этических. благодаря прогрессивному осуществлению человеком ценностей (см. этика)` происходит становление божественного, божества, бога. бог, по словам рильке, является «грядущим, которое предстает перед вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого – мы». становящийся бог вырастает в сердце человека, человек превращается в человека в подлинном смысле слова по мере того, как ему удается осуществлять этические ценности, т.е. по мере того, как в нем вырастает бог, и человек становится богоподобным. следовательно, человек – не подражатель «мира идей» или «провидения», который существует сам по себе или еще до сотворения существует в боге в готовом виде, а один из ваятелей, созидателей и исполнителей идеального результата становления, оформляющихся вместе с самим человеком в мировом процессе. человек – это единственный пункт, в котором и посредством которого не только первосущее само себя постигает и познает, но он есть также сущее, в свободном решении которого бог может осуществлять и освящать свою чистую сущность. назначение человека – быть больше, чем только «рабом» и покорным слугой, больше даже, чем только «сыном» в себе завершенного и совершенного бога. в своем человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает высшим достоинством соратника бога, соучастника в его делах, который должен нести впереди божественное знамя, знамя «deitas`a», осуществляющегося только вместе с мировым процессом, и во время мировой грозы взять на себя ответственность за все.
Зиждитель, русский
Зиждитель , виновник
Зачинщик, русский
Зачинщик, застрельщик, затейщик, виновник, инициатор; запевало (-а), коновод; поджигатель, подстрекатель, подуститель, смутьян, агитатор. ср. виновник. , первый
Основатель, русский
Основатель, учредитель, устроитель. , виновник
Деятель, русский
Деятель, действователь, делатель, действующее лицо, делец, воротила, предприниматель, производитель, исполнитель, творец, создатель, агент, старатель. действующее лицо романа, герой романа. "жатвы много, а делателей мало". матф. 9, 27. всяк свое
Созидатель, русский
Созидатель , виновник
Автор, русский
- Автор, сочинитель, составитель, писатель, компилятор, композитор, виновник, творец. ср. писатель. , виновник, сочинитель
- Лицо, творческим трудом которого создано произведение в области науки, литературы или искусства. такое произведение охраняется авторским правом.
- Лицо, создавшее произведение литературы, науки, искусства.
- Лицо, творческим трудом которого создано произведение; указывается на оригинале или экземпляре изданного произведения.
- Гражданин, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности (изобретение, полезная модель, промышленный образец, программа для эвм, база данных, произведение науки, литературы, искусства и др.) (ст. 1228 гк рф).
- Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение
- Физическое лицо, творческим лицом которого создано произведение. не считается автором лицо, оказавшее автору материальную, организационную, техническую и иную подобную помощь.
- Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Первый, русский
Первый, главный, зачинщик, запевало, застрельщик, затейщик, передовой, инициатор, пионер. ср. главный. , главный, лучший , быть первым, выставить на первый план, звезда первой величины, играть первую роль, играть первую скрипку, из первых рук, на первое в
Учредитель, русский
Учредитель , виновник, основатель
Производитель, русский
- Производитель , виновник, деятель
- Предприятие, лицо, изготовляющее товар и/или предоставляющее услугу с целью получения прибыли.
Устроитель, русский
Устроитель , виновник, основатель
Инициатор, русский
- Инициатор , виновник, зачинщик, первый
- Originator
Причина, русский
- Причина, первопричина, повод, основание, вина, виновник, источник, корень, мотив, предлог; рычаг, сила, фактор, орган, орудие, пружина, резон, секрет, семя. причина всех причин. причина побудительная, уважительная. кассационный повод. нашел благовидный пр
- (лат. causa) – то, без чего не было бы другого – следствия (см. каузальность). первоначально причина понимается как предмет, который что-то делает и что-то вызывает (по аналогии с нашим я, являющимся сознательной причиной наших действий). такое понимание причины с необходимостью приводит к появлению понятия силы как способности вещи (как причины) вызывать нечто, т.е. производить в результате своей деятельности изменения. а поскольку действующая причина в свою очередь не может не иметь причины и сама вызывает следствие только через изменение, то постепенно возникает функциональное понятие причины. она есть изменение, вызывающее др. изменение. взаимосвязь между причиной и следствием называют причинной связью. но поскольку причина как изменение зависит в свою очередь от др. изменения как причины, то можно говорить о причинном ряде или причинной цепи, «начало» которой теряется из виду, а предположение о существовании ее конца – чистый произвол (см. proton kinun). каждый член этой причинной цепи является одновременно причиной и следствием. причинная цепь непрерывна, отношения в ней подобны отношениям основания и следствия или наличного бытия вообще и определенной его формы. по мере надобности из нее выхватывается, выделяется какое-то звено, рассматриваемое как причина, и другое, связанное с ним и во времени за ним следующее, рассматриваемое как следствие. в связи с тем, что в каждом явлении содержится весьма много компонентов, вызывающих определенные последствия, то часто предпочитают заменять понятие «причина» понятием «компонента» явления, а понятие «следствие» – понятием «результирующая» (см. окказионализм).
- , см. причинность.
- Cause
|
|
Brud, шведский
Brottsling, шведский
|
|
|
|
|
|
|