Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Гвинея-бисау

    , республика гвинея-бисау (republique da guinee-bissau), государство в зап. африке, включает о-ва болама и бижагош. 36 тыс. км2. население ок. 1036 тыс. человек (1993); баланте, фульбе, малинке, манджак и др. городское население 19,9% (1990). официальный язык - португальский. ок. 60% верующих придерживается местных традиционных верований, 38% - мусульмане, остальные - христиане. административно-территориальное деление: 8 районов и автономный сектор бисау. столица - бисау. глава государства и правительства - председатель государственного совета. законодательный орган - национальное народное собрание. поверхность - преимущественно низменность; на юго-востоке - отроги плато фута-джаллон. климат экваториально-муссонный. среднемесячные температуры 24-26 °с. осадков от 1200 до 2500 мм в год. тропические леса и саванны. три резервата. в 9 - нач. 13 вв. территория гвинеи-бисау входила в раннегосударственное образование гана, в 13-15 вв. в средневековое государство мали, с нач. 15 в. в сонгай. с сер. 15 в. на территорию гвинеи-бисау начали проникать португальцы. с 17 в. существовало несколько поселений европейцев, которые усиленно вывозили рабов с территории гвинеи-бисау. в 1879 - сентябрь 1973 колония португалии. вооруженная борьба народов гвинеи-бисау, начавшаяся с 1963 под руководством африканской партии независимости гвинеи и кабо-верде (паигк; основана в 1956), привела к провозглашению в сентябре 1973 республики гвинея-бисау. в 1992 введена многопартийная система. гвинея-бисау - экономически слаборазвитая аграрная страна. доля в ввп (1991, %): сельское хозяйство 40, промышленность ок. 10. выращивают арахис, рис, хлопчатник, каучуконосы; сбор плодов дикорастущих масличной и кокосовой пальм. животноводство. рыболовство. лесозаготовки. предприятия деревообрабатывающие, по очистке арахиса и риса, мыловаренные. железных дорог нет, длина автодорог 3,5 тыс. км (1990). производство электроэнергии 41 млн. квт?ч (1991). морские порты: бисау, болама, кашеу. экспорт: арахис, орехи кешью, древесина, морепродукты. основные внешнеторговые партнеры: страны европейского сообщества ( в т. ч. португалия - 34%). денежная единица - песо.


Guinea-bissau, шведский

Guinea-bissau, английский
    Portuguese (official), crioulo, african languages




Республика, русский
  1. Госуд. дела, политика) форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству их.

  2. Форма правления, при которой высшие орга-ны государственной власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями. президентская республика - соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; внепарла

  3. Форма государства, отличающаяся выборным характером формирования высших органов государственной власти.

  4. (лат . respublica, букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). большинство современных государств являются республиками.


Государство, русский
  1. Государство, империя, княжество, королевство, царство. ср. страна. , страна

  2. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществлен

  3. Центральный институт политической системы, к которому тяготеют другие политические силы; совокупность организаций и учреждений, реализующих властные функции в рамках определенной территории; обладает рядом исключительных прав - на использование насилия, н

  4. Основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. главное назначение г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

  5. (страна) происхождения товара- государ ство, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке или обработке. от г.п.т. зависят размеры таможенных платежей. например, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых и раз

  6. , политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). по форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

  7. – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области. основой государства является право. кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). античные философы (особенно начиная с аристотеля) различали в качестве осн. форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию. современной формой государства, соединяющей в себе бюрократическое, полицейское, деспотическое государства, является государство тоталитарное. оно – не средство для достижения цели, а самоцель (индивид – ничто, государство – все). теоретическое основание такая форма находит в обожествлении государства в философии гегеля, осуществляется же она в фашизме, национал-социализме, государственно-социалистических и коммунистических утопиях (см. левиафан). оно претендует и захватывает в свои руки (с помощью пропаганды и террора) руководство происходящими в государстве событиями в области политики, экономики, культуры, судопроизводства; оно решает, что есть зло, а что – добро, что есть истина, а что – ложь, что ценно, а что – нет. на место свободы оно ставит дисциплину (см. коллектив) и превращает граждан в своих функционеров (см. функционер). философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства, но особенно большое внимание этим вопросам уделяли сократ, платон, аристотель, макиавелли, гоббс, кант, фихте, гегель, ницше и др. значительным влиянием пользовалась теория государства руссо (теория общественного договора). согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор (франц. contrat social – общественный договор), по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли (volonte generale) неотъемлемое право на личную жизнь и собственность; т. о. возникло государство (как правовое); всеобщая воля не идентична для руссо с волей всех (volonte de tous), скорее это одинаково удаленный от крайних волеизъявлений всеобщий интерес. правда, руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали не в результате договора, а благодаря насилию. согласно христианско-естественно-правовой точке зрения государство есть свойственная народу форма общности; оно суверенно, его цель – земное благополучие его членов. законное насилие, независимо от типа государства, идет от бога. вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, где этого требует общее благо. о гегелевской теории государства см. гегель.

  8. Первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. государство представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти).


Официальный, русский
  1. Официальный, официозный, гласный, должностной, парадный, правительственный; публичный, служебный, формальный, церемониальный, праздничный, торжественный. прот. частный. , открытый, торжественный

  2. -ая, -ое арта


Португальский, русский

Мусульмане, русский
    , приверженцы ислама.


Автономный, русский
  1. Автономный , самостоятельный

  2. Self-contained condensing unit

  3. Self-contained water chiller

  4. Независимый, самостоятельный


Государства, русский
    Президент, который избирается либо непосредственно населением (мексика, панама, колумбия), либо в порядке косвенных (сша, аргентина), либо многостепенных (италия, фрг, индия) выборов. почти во всех


Председатель, русский
    Председатель , глава, начальник


Поверхность, русский
  1. Поверхность , вид

  2. , общая часть двух смежных областей пространства. в аналитической геометрии в пространстве поверхности выражаются уравнениями, связывающими координаты их точек, напр. ax + by + cz + d = 0 - уравнение плоскости, x2 + y2 + z2 = r2 - уравнение сферы.

  3. Поверхность представляет собой 3d объект-оболочку с неограниченно тонкими стенками. существует 3 типа поверхностей: аналитические, простые и nurbs-поверхности


Преимущественно, русский
    Преимущественно, предпочтительно, особенно, особливо, пуще всего, паче всего, наипаче, первее всего, главным образом. паче всего берегись дурного общества.


Низменность, русский
  1. Низменность, низина, низ. прот. возвышенность.

  2. Участок земной поверхности, лежащий не выше 200 м над уровнем океана.

  3. (низменная равнина) , участок суши значительной протяженности, расположенный не выше 200 м над уровнем моря, обычно с равнинной, иногда холмистой поверхностью. см. также равнины.


Температуры, русский

Территория, русский
  1. Территория , место, область, страна

  2. Мутас


Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Португальцы, русский
    , нация, основное население португалии (ок. 9,8 млн. человек). общая численность 13,44 млн. человек (1992). язык португальский. верующие в основном католики.


Guinea-bissau, шведский

Guatemala, шведский