Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Пессимизм

Русско-латинский словарь
  1. (от лат. pessimum наихудший, самое плохое) – в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. религи-озное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме, ветхом завете и христианстве. меланхолия – патологическая форма пессимизма. представители философского пессимизма – шопенгауэр и гартман. пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.

  2. (от лат . pessimus - наихудший), представление о том, что в мире преобладает негативное начало (хаос, зло и т. п.); настроения безысходности, неверия в будущее и т. п. впервые назвал пессимизмом свое учение а. шопенгауэр. противоположность пессимизму - оптимизм.


Pessimismus [i, m], mens [mentis, f] in deterius omnia referens, латинский

Апатия, русский
  1. Апатия , лень

  2. Состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. бывает кратковременной или дол

  3. Безразличие ко всему.

  4. (от греч . apatheia - бесстрастие),..1) безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции...2) одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. выдвинуто стилпоном (мегарская школа), развито стоиком зеноном из китиона, эпиктетом.

  5. Состояние, характерное эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. бывает кратковременной или долговременной. формируется в результате длительно протекающего расстройства психики, иногда возникает при некоих органических поражениях мозга головного. может наблюдаться при слабоумии, бывает следствием продолжительного заболевания соматического.

  6. (от греч. apдtheia – бесстрастие) – безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. в философском смысле, в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания.

  7. Нарушение эмоциональной сферы, характеризующееся отсутствием эмоциональных проявлений, вялостью, безразличием к себе, окружающим людям, к происходящему вокруг.


Безнадежность, русский
    Безнадежность , отчаяние


Безвыходность, русский

Равнодушие, русский
    Равнодушие , хладнокровие


Безысходность, русский

Беспросветность, русский

Мрак, русский
    Мрак , темнота , покрыто мраком неизвестности


Отчаяние и отчаянье, русский

Отчаянность, русский



Изображение, русский
  1. Изображение, вид, лик, икона, образ, картина, портрет, карточка, снимок, слепок, фигура, изваяние, кумир, статуя, бюст, силуэт; копия, подражание; описание, представление, проявление. ср. вид и рисунок. , картина, отражение, рисунок

  2. Картина, состоящая из точек пересечения лучей, выходящих из оптической системы, с некоторой поверхностью в пространстве изображений.


Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Существование, русский
  1. Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование

  2. – см. экзистенция.

  3. ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.


Меланхолия, русский
  1. Меланхолия , печаль

  2. Болезненное состояние, проявляемое в угнетенном настроении, замедленности движений и затрудненном течении мыслей. самая тяжелая форма постоянной депрессии.

  3. (от греч. melas черный и chole – желчь) – уныние, задумчивость, душевное состояние, которое знаменуется мрачным настроением, печальными представлениями, слабостью воли, ослаблением чувства собственного достоинства и уверенности в себе. меланхолик склонен к пессимизму, к восприятию жизни, подчиняющемуся больше настроению и чувству, чем действию и воле.

  4. , устаревшее название депрессии.


Шопенгауэр, русский
  1. (schopenhauer) артур (1788-1860) , немецкий философ, представитель волюнтаризма. в главном сочинении "мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" и. канта) предстает у шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. пессимистическая философия шопенгауэра получила распространение в европе со 2-й пол. 19 в.

  2. (schopenhauer) артур (22 февраля 1788 , данциг, ныне гданьск - 21 сентября 1860, франкфурт-на-майне), немецкий философ-иррационалист (см. иррационализм). в его основном произведении "мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни".детство и юностьартур шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. отец философа, генрих флорис шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. его мать, иоганна генриетта шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). в детстве будущий философ не получил систематического образования. его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в гавр, где артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. после непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по европе в образовательных целях. это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". в 1805 артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. однако после смерти отца (к нему шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. в 1809 он становится студентом-медиком геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует платона и канта. с 1811 в берлинском университете слушает лекции ф. а. вольфа по истории греческой и латинской литературы, шлейермахера - по истории философии, фихте - по философии; докторскую диссертацию "о четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в йенском университете в 1813.зрелость. главный трудв 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, шопенгауэр поселяется в дрездене. здесь он пишет трактат "о зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с гете, с которым он встречался в 1813-14 в веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "мир как воля и представление". судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. вслед за этим шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение гегеля.с 1831 философ обосновывается во франкфурте-на-майне. все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. несмотря на успех его последней работы ("парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда."мир как воля и представление"считая себя учеником канта, шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". мир как "вещь в себе" предстает у шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. в живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.в противовес лейбницу шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". мировая история не имеет смысла. страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. в основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). в уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии.критикуя язык современной ему школьной философии, шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное жан поль, ф. кафка, т. манн). пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. влияние его испытали в германии р. вагнер, э. гартман, ф. ницше, т. манн и др., в россии - л. толстой, а. фет и др.сочинения:полн. собр. соч. м., 1900-10. т. 1-5.собр. соч. м., 1992. т. 1.соч. м., 1993. т. 1-2.samtliche werke. 3. aufl. wiesbaden, 1972. bd. 1-7.der handschriftliche nachlass. frankfurt am main, 1966-75. bd. 1-5.литература:фишер к. артур шопенгауэр: пер. с нем. м., 1896.фолькельт и. артур шопенгауэр, его личность и учение: пер. с нем. спб., 1902.грузенберг с. о. артур шопенгауэр. личность, мышление и миропонимание. спб., 1912.быховский б. э. шопенгауэр. м., 1975.чанышев а. а. человек и мир в философии артура шопенгауэра. м., 1990.ницше ф. шопенгауэр как воспитатель: пер. с нем. // избр. произведения. м., 1993.simmel g. schopenhauer und nietzsche. leipzig, 1907.mann th. schopenhauer. stockholm, 1938.abendroth w. arthur schopenhauer in selbstzeugnissen und bilddokumenten. leck; schleswig, 1967.hubscher a. denker gegen der strom. schopenhauer: gestern - heute - morgen. bonn, 1973.pisa k. schopenhauer. kronzeuge der unheilen welt. wien; berlin, 1977.weimer w. schopenhauer. darmstadt, 1982.schirmacher w. schopenhauer bei neuren philosophen. frankfurt am main, 1988.а. а. чанышев

  3. (schopenhauer) артур (род. 22 февр. 1788, данциг – ум. 21 сент. 1860, франкфурт-на-майне) – нем. философ. после прерванной им педагогической деятельности в берлине (с 1820) был приват-доцентом во франкфурте-на-майне (с 1832). его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «мир как воля и представление», 1819). все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. но этого познания, по шопенгауэру, недостаточно. мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? в этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. воля есть вещь в себе. дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, землю – к солнцу. и только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на вагнера и ницше. воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. со всей силой своего красноречия шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. сострадание является фундаментом морали. чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает шопенгауэр, равным образом и к животным. кроме указанной работы, шопенгауэром написаны: «ьber die vierfache wurzel des satzes vom zureichenden grunde», 1813 (рус. пер. «о четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «ьber den willen in der natur», 1836 (рус. пер. «о воле в природе», 1892); «die beiden grundprobleme der ethik», 1841 (рус. пер. «две осн. проблемы этики», 1896); «parerga und paralipomena», 2 bde., 1851 (рус. пер. «афоризмы и максимы», 1891 – 1892).


Пессимистически, русский
    Пессимистически , настроен пессимистически


Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.

  8. Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.


Pessimismus [i, m], mens [mentis, f] in deterius omnia referens, латинский

Перламутр, русский