|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новорожденность
Глоссарий по психологии |
- Возрастной период от рождения до четырех – шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. у ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, ве
- Возрастной период от рождения до четырех – шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. у ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая. в первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и величине. в этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. в конце первого месяца появляется социальная улыбка – в ответ на обращение взрослого.
|
|
Достаточно, русский
Достаточно , довольно
Чувствительность, русский
- Чувствительность, чутье, нюх, отзывчивость, обидчивость, щепетильность. аффектация. ср. обидчивость. , восприимчивость
- 1. в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. в психологии дифференциальной и характерологии – повышенная готовность к реакциям аффективным
- , свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. у животных, обладающих нервной системой, специализированные чувствительные клетки (рецепторы) имеют высокую избирательную чувствительность к различным раздражителям. основные виды чувствительности: тактильная (прикосновение), болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов.
- 1. в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. соответственно различаются чувствительность абсолютная и дифференциальная (разностная). 2. в психологии дифференциальной и характерологии – повышенная готовность к реакциям аффективным. 3. общая способность к ощущению – способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям. здесь отражение, согласно а. н. леонтьеву, имеет два аспекта: в объективном смысле – реагирование на данный агент, прежде всего двигательное; в субъективном – внутреннее переживание, ощущение данного объекта. чувствительность как способность иметь ощущения составляет основу личности. уровни развития разного рода чувствительности – это задатки для развития способностей. классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. так, выделяются виды чувствительность, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительности к действию механических, оптических, химических, температурных и прочих стимулов. чувствительность организма можно оценить не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных процессов психофизиологических. в результате обычно получаются несколько различные показатели; например, чувствительность зрительная, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. появление новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике позволило создать обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия порога ощущения.
- (сентиментальность) – склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств. эпохой сентиментализма считается вторая пол. 18 в.; ее представители в англии – ричардсон, стерн, гольдсмит, юнг; во франции – руссо; в германии он представлен прежде всего книгой «страдания молодого вертера» гёте. см. также раздражимость.
- Свойство средства измерений, определяемое отношением изменения выходного сигнала этого средства к вызывающему его изменению измеряемой величины.
- Способность организма воспринимать раздражения, поступающие из окружающей или внутренней среды и отвечать на них дифференцированными формами реакций.
Способности, русский
- Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.
- , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
|
Нозофобия, русский
- Вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=> фобия).
- Вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=> фобия).
Неофрейдизм, русский
- Направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. возник как направление в пс
- Направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа з. фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. при этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
- – направление в современной философии и психологии, получившее распространение гл. о. в сша, сторонники которого соединили психоанализ зигмунда фрейда с амер. социологическими теориями. к числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся карен хорни, гарри салливен, эрих фромм и др. подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду и т. д.), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.
- , направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. главные представители - к. хорни, х. с. салливан, э. фромм. перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). неофрейдизм отклоняет учение з. фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.
|
|
|
|
|
|
|