Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Феномен несохранения

Глоссарий по психологии
  1. Факты, полученные в экспериментах ж. пиаже, говорящие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. это проявляется, например, в том, что два равных по весу пластилиновых шарика

  2. Факты, полученные в экспериментах ж. пиаже, говорящие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. это проявляется, например, в том, что два равных по весу пластилиновых шарика перестают восприниматься равными, как только у одного из них существенно меняется форма.




Феномен, русский
  1. 1. явление, постигаемое в чувственном опыте.

  2. (от греч. phainomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. первофеномен).

  3. (от греч . phainomenon - являющееся),..1) необычный, исключительный факт, явление...2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

  4. Необычное явление


Феномен айсберга, русский
    Долю болезней, которая остается нераспознанной и незарегистрированной, несмотря на диагностический поиск врачей и процедуры надзора, называют «подводной частью айсберга». выявленные случаи болезней — «верхушка фактор 236 айсберга». «подводная часть» — случаи, по поводу которых больные не обращались к врачам; по поводу которых больные обращались, но заболевание выявлено не было; и те случаи, которые были выявлены, но не зарегистрированы1. в тех частях света, где с айсбергами не сталкиваются, используют другие метафоры: «уши гиппопотама», «нос крокодила» и т.д. 1 last j.m. the iceberg. lancet, 1963; 2:28–31.


Феномен ауберта, русский
  1. Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, нежели темных на светлом – при одинаковых величинах контраста яркостного.

  2. Ферстера – зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. при одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. но при опознании формы этот эффект сменяется обра

  3. Фляйшля – эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1.5 – 2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности выполнять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

  4. Ферстера – зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. при одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. но при опознании формы этот эффект сменяется обратным.


Феномен бецольда, русский
    Брюкке – эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного – пурпурно-малинового.


Феномен брока, русский
  1. Зульцера – эффект нарушения закона блоха, характерный тем, что при выходе продолжительности светового стимула за пределы некоего критического значения ощущение яркости, пройдя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по срав

  2. Зульцера – эффект нарушения закона блоха, характерный тем, что при выходе продолжительности светового стимула за пределы некоего критического значения ощущение яркости, пройдя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и суммарному времени, но более продолжительными вспышками.


Феномен вишневой косточки, русский
    Выявление конкремента во внепеченочных желчных протоках при их пальпации во


Феномен возврата возбуждения, русский

Феномен выравнивания громкости звука, русский

Феномен гловера, русский
    Беспорядочные вариации частоты проведения таких рядовых процедур, как тонзилэктомия, в сопоставимых сообществах с сопоставимой заболеваемостью; такое колебание может быть связано с модой на вмешательства1. 1 glover j.a. the incidence of tonsillectomy in school children. proc r soc med, 1938; 31:1219–36.


Феномен дрожания гидатид, русский

Феномен дятла, русский
    Резкое укорочение интервала между первым и вторым тонами сердца, воспринимаемое при


Феномен желобка, русский

Феномен зубчатого колеса, русский

Феномен клавишей, русский

Феномен кошачьего зрачка, русский

Феномен кровяной росы, русский

Феномен лейденфроста, русский
    Медленная скорость охлаждения, связанная с горячим паровым защитным слоем, который окружает деталь, закаливаемую в жидкой среде типа воды. паровая рубашка действует как изолятор, таким образом замедляя скорость охлаждения.


Феномен местной эозинофилии, русский
    Увеличение процентного содержания эозинофилов в клеточном составе отпечатка


Феномен обкрадывания внутримозговой, русский
    1) (син. феномен робина гуда) - отток крови в бассейн закупоренного


Феномен облатки, русский

Преимущественно, русский
    Преимущественно, предпочтительно, особенно, особливо, пуще всего, паче всего, наипаче, первее всего, главным образом. паче всего берегись дурного общества.


Эксперимент, русский
  1. Эксперимент , испытание, опыт

  2. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных

  3. (от лат . experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

  4. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. проводить эксперимент, экспериментировать – это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. возможность манипулирования переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. основное достоинство эксперимента – в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. один из самых частых артефактов обусловлен эффектом пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект хоторна. избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. по иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, – тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, – тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. разделяются планы проведения эксперимента:

  5. (от лат. experimentum – проба, опыт) – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. эксперимент в современном смысле является со времени галилея и фр. бэкона одним из важнейших средств исследования.

  6. Исследование, в котором ученый намеренно изменяет один или несколько факторов в определенных условиях, чтобы изучить последствия.

  7. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях; попытка осуществить что-либо опытным путем, на практике


Феномен панума, русский
    Стереоскопический феномен. состоит в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, на первом из коих представлена одна вертикальная линия, а на втором – две, субъективно воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по глубине.


Феномен брока, русский
  1. Зульцера – эффект нарушения закона блоха, характерный тем, что при выходе продолжительности светового стимула за пределы некоего критического значения ощущение яркости, пройдя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по срав

  2. Зульцера – эффект нарушения закона блоха, характерный тем, что при выходе продолжительности светового стимула за пределы некоего критического значения ощущение яркости, пройдя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и суммарному времени, но более продолжительными вспышками.