Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Христианство

  1. Христианство , вера

  2. Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в i в. как вера в иисуса христа, основателя христианства, в iv в. стало господствующей религией римской империи.

  3. , одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. в основе - вера в иисуса христа как богочеловека, спасителя, воплощение 2-го лица триединого божества (см. троица). приобщение верующих к божественной благодати происходит через участие в таинствах. источник вероучения христианства - священное предание, главным в нем является священное писание (библия); а также "символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев палестины, сразу же распространилось у других народов средиземноморья. в 4 в. стало государственной религией римской империи. к 13 в. вся европа была христианизирована. на руси христианство распространилось под влиянием византии с 10 в. в результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. общее число христиан превышает 1 млрд. человек.


Of christ, английский

Christianity; (христианский мир) christendom, английский

Kristendom, шведский

Christianitas [atis, f], латинский

Religio [onis, f] christiana, латинский

Вера, русский
  1. Вера, вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. веры: христианство, иудейство (моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство, магомета

  2. Полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  3. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его по

  4. — полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  5. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (вл. соловьев). с позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. основания такой веры лежат глубже знания и мышления. она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. например, применительно основ нашего бытия вера – это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек – часть всемирного целого, часть общего бытия. близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

  6. (пистис) римская (ум . ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана; одна из трех дочерей (вместе с надеждой и любовью) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.

  7. – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. в англ, языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал кант в своей критике разума: «я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («критика чистого разума»). в религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости бога. в этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. вера – основа доверия. оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. кто знает, тот не может верить. слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.




Направления, русский

Православие, русский
  1. Православие , вера

  2. Одно из направлений христианства, сложившееся на территории византийской империи и утвердившееся в древнерусском государстве.

  3. Славянский эквивалент ортодоксии. термин впервые употребляется во ii в. одно из направлений христианст-ва, наряду с католицизмом и протестантизмом. начало склады-ваться с iv в. как официальная религия византийской империи, существует полностью самост

  4. – одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах восточной европы, ближнего востока и на балканах. сложилось как восточная ветвь христианства после разделения римской империи (395 после р. x.) и оформилось после разделения церквей (1054). основу вероучения православия составляют св. писание (библия) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика). оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии иисуса христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. церковь исполняет роль посредницы между богом и людьми. большое значение придается праздникам и постам. в православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы марии), по-иному совершаются некоторые таинства. нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. в процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: константинопольская, александрийская, антиохийская, иерусалимская, русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская, албанская, польская, чехословацкая, американская. по вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. богослужение совершается на национальных языках. православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. на религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия. в отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице сергия радонежского (ок. 1312 – 1391), нила сорского (ок. 1433-1508), иосифа волоцкого (ок. 1439-1515), зиновия отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание, и мистическое озарение. в нач. 19 в. в россии возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны ф.а.голубинским, в.д. кудрявиевым-платоновым, в.и. карповым, с.с. гогоцким, п.д.юркевичем и др. при этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит филарет, в.в.болотов), софиологии (см. софия), православной антропологии (в. и. несмелое, м.м.тареев). неакадемическая линия православной философии разрабатывалась хомяковым, булгаковым, флоренским, бердяевым и др. существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как «церковное обновление», «метафизика всеединства», «новое религиозное сознание».

  5. , одно из основных и старейших направлений в христианстве. возникло с разделением в 395 римской империи на западную и восточную. богословские основы определились в византии в 9-11 вв. окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. католицизм) и православную. постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. на руси с кон. 10 в. (см. крещение руси), с 1448 русская православная церковь. в российской федерации православные составляют большую часть верующих.


Католицизм, русский
  1. Всеобщий, вселенский) разновидность христианства, особо распространенная в западной европе в средние века.

  2. Одно из 3-х наиболее распространенных на-правлений в христианстве (народу с православием и протестан-тизмом). окончательно разделение христианской церкви на за-падную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г. источник вероучения -

  3. – обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. в западных странах этот характер четко выразили папы и собор в триденте (1545-1563). понятие католического появляется ок. 150 после р. x. и свидетельствует о том, что, в противоположность др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и consensus omnium. несмотря на это, церковь уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). философия католицизма, philosophia perennis, в настоящее время развивается неосхоластикой и неотомизмом. католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви.

  4. , одно из основных направлений в христианстве. католики составляют большую часть верующих в италии, испании, португалии, франции, бельгии, австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в польше, венгрии, чехословакии. последователи католицизма имеются в прибалтике (главным образом в литве), в западных областях белоруссии, украины. разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе реформации от католицизма откололся протестантизм. организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - ватикан. источники вероучения - священное писание и священное предание. особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к "символу веры" (в догмат троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. с 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. ок. 900 млн. приверженцев (1990).


Протестантизм, русский
  1. Религия, возникшая в xvi в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим интересам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопления капитала. основной догмат индивидуализм в делах веры.

  2. Одно из главных направлений в христиан-стве (наряду с католицизмом и православием). возникло в евро-пе в ходе реформации xvi в. как протест римско-католического церкви, например лютеранство. протестантизм разделяет обще-христианские представления о т

  3. – форма христианства, которая со времени лютера, цвингли и кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. в противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности христиан. см. также павел. сам термин «протестантизм» ведет свое происхождение от «протеста» (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. в современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.

  4. (от лат . protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. откололся от католицизма в ходе реформации 16 в. объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). основной источник вероучения - священное писание. в 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование библии, проповедь "религии без бога" (т. е. только как нравственного учения). протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. протестантизм распространен главным образом в сша, великобритании, германии, скандинавских странах и финляндии, нидерландах, швейцарии, австралии, канаде, латвии, эстонии. общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн. человек.


Воплощение, русский

Of eden, английский

Of christ, английский