Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Вера

  1. Вера, вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. веры: христианство, иудейство (моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство, магомета

  2. Полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  3. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его по

  4. — полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  5. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (вл. соловьев). с позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. основания такой веры лежат глубже знания и мышления. она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. например, применительно основ нашего бытия вера – это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек – часть всемирного целого, часть общего бытия. близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

  6. (пистис) римская (ум . ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана; одна из трех дочерей (вместе с надеждой и любовью) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.

  7. – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. в англ, языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал кант в своей критике разума: «я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («критика чистого разума»). в религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости бога. в этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. вера – основа доверия. оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. кто знает, тот не может верить. слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.


Belief, faith; doctrine, английский

Религия, русский
  1. Религия , вера

  2. Согласно з. фрейду – специфическая форма мировоззрения, образованная как результат насильственного вытеснения бессознательных влечений и действия комплекса эдипа. религия выполняет три существенные функции:

  3. Эскoм

  4. (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей; эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют. согласно канту, религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, т.е. не в виде произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли, а как существенные законы любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как заповеди высшего существа. шлейермахер основывает религию только на чувстве: «ощущать, что все тождественно в чувстве движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в боге и через бога – это и есть религия». для гегеля религия является самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. гёте сказал: «кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию». «если человек мог и должен был оставаться только человеком – как тогда могли появиться боги и творцы этих богов?» (шиллер). различают следующие ступени развития религии (однако они не обязательно соответствуют историческому развитию): 1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; она исходит из современного представления о всемогущем «боге-господине»; она может подняться от генотеизма (см. бог) к монотеизму, а также и к «религии как простой морали» без бога; 3) религия искупления, которая возникает из чувства «греховности», не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. она связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного бога, освобождающие от греха (христианство), или (без бога) она возникает из убеждения в «скорбности» всего бытия и стремления освободиться от этой «скорбности» благодаря отрешению души от скорбного бытия (джайнизм, буддизм); см. социальная религия.

  5. (от лат . religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

  6. Форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы, человека и общест- ва не на основе науки, а на базе религиозного верования. [127].


Уверенность, русский
    Уверенность , вера, доверие


Tro, шведский

Fides, ei, f, латинский

Fiducia, ae, f (rei alicujus), латинский

Confidentia, ae, f, латинский

Reductus, латинский

Behr, английский

Убеждение, русский
  1. Убеждение , вера , вынести убеждение, получить убеждение, прийти к убеждению

  2. 1. осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное поним

  3. 1. осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ориентациям ценностным. представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. образуя упорядоченную систему взглядов-политических, философских, эстетических, естественнонаучных и прочих, – совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

  4. – процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию др. людей. на взгляды и поведение человека могут влиять и иные факторы (напр., словесные угрозы, физическое принуждение, психологические состояния индивида). убеждение часто включает в себя манипулирование др. людьми, и по этой причине многие относятся к нему отрицательно. доводом в пользу убеждения является необходимость в определенной степени осуществлять социальный контроль и взаимное приспособление, без которых человеческое общество дезорганизуется; убеждение при этом обладает моральной приемлемостью по сравнению с др. альтернативами. перефразируя оценку, данную уинстоном черчиллем демократии как форме правления, можно сказать, что убеждение является худшим методом социального контроля, за исключением всех остальных. в средние века в европейских университетах убеждение было одним из осн. свободных искусств, которым должен был владеть образованный человек; начиная с времен императорского рима и до реформации оно действительно стало великим искусством, и проповедники использовали слово как мощное средство обращения слушателей к добродетели. в принципе же убеждения людей различны, как и их характеры. основателем этики убеждения, в противоположность этике успеха, является кант. гёте считал, что людей объединяют убеждения, разобщают мнения. современная этика судит о человеке по его убеждениям, а не по внешнему успеху его деятельности. в современную эпоху убеждение в форме рекламы является основой целой отрасли производства. процесс убеждения может быть упрощенно разбит на вербальную коммуникацию (причину, или стимул) и связанное с ней изменение в отношении (эффект, или отклик). анализ показал серию последовательных этапов, через которые проходит индивид, подвергающийся убеждению: человек обращает внимание на представленное сообщение и понимает его значение (включая исходную посылку и, возможно, подтверждающие ее доводы). чтобы дальнейшее убеждение имело место, нужно, чтобы объект убеждения принял или согласился с исходным положением и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, для того чтобы иметь случай действовать нужным образом. наконец, если процесс убеждения был вполне успешен, поведение индивида должно прийти в соответствие с его вновь сложившимися взглядами: напр., человек вступает в армию, становится буддийским монахом или начинает есть овсянку на завтрак. реакция слушателя на убеждение зависит частично от его содержания и в значительной мере от того, как оно воспринимается и интерпретируется. текст газетного объявления может иметь различную степень убедительности в зависимости от того, напечатан ли он черной или красной краской. теоретики восприятия рассматривают результат убеждения как изменение восприятия индивидом объекта его отношения.


Вероисповедание, русский
    Вероисповедание , вера , моисеево вероисповедание


Браманизм, русский
    Браманизм , вера


Буддизм, русский
  1. Буддизм , вера

  2. Возникшее в древней индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» нирваны.

  3. , одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. возник в др. индии в 6-5 вв. до н. э. основателем считается сиддхартха гаутама (см. будда). основные направления: хинаяна и махаяна. расцвет буддизма в индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в юго-вост. и центр. азии, отчасти в ср. азии и сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. в индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). в центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое "я" отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. в ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д.буддизм, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца будды шакьямуни, проповедовавшего в городах долины ганга примерно в 5 в. до н. э.буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. единственным общим для всех буддистов правилом является правило хранить три драгоценности (три-ратна): будду, дхарму и сангху.это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей ученикам и разошлось практически по всем странам южной, восточной и центральной азии, а в 20 в. - северной америки, европы, россии. согласно этому правилу,1) есть будда - совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). главными из этих вершин являются просветление (бодхи) и успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.2) есть дхарма - закон, открытый просветленным, который является смысловым ядром вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. этот закон будда постиг и сообщил ученикам в виде слова, текста сутр (проповедей, бесед). тексты закона будды несколько столетий передавались изустно. в 80 до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке (близком санскриту) индо-европейской группы. эти писания составили канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались три корзины (трипитака, на языке пали - типитака): корзина устава, правил поведения (виная-питака), корзина бесед, проповедей (сутра-питака, на языке пали - сутта-питака) и корзина учений закона (абхидхарма-питака, на языке пали - абхидхамма-питака). именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов, распределенных по отделам.3) есть сангха - община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем будды.буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. людям, не нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, будда предложил свой закон (дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них материально. таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.история распространения уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную индию, свидетельствовали об огромном влиянии закона будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том числе и на далекую шри ланку. этим же временем датируются и наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы - курганы над останками будды шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины ганга до северной окраины империи в гандхаре (восточная часть современного афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь преимущественно на данные археологии (поскольку буддийские письменные источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что связывают зарождение религии с посещениями либо самого будды шакьямуни, либо его непосредственных учеников, либо с посланцами ашоки), все-таки очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. так, в странах юго-восточной азии от мьянмы (бирмы) до вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв., за исключением лаоса, где это произошло лишь в 16 в. на острова малайского архипелага (прежде всего яву и суматру современной индонезии) буддизм проник в конце 7 в. на север в страны средней азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой империи кушан, покровительствовавшей буддизму. самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются 2 в. отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам великого шелкового пути буддисты прибыли в города-государства на территории современного синьцзяна (восточный туркестан) и в китайскую столицу лоян. уже из китая буддизм проникает во второй половине 4 в. на корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в японию. в тибете буддизм распространялся преимущественно из индии с середины 7 в., но окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй половины 8 в. в тангутском государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в. монгольские ханы объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной религией во второй половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18 вв. огромное джунгарское ханство, простиравшееся от семипалатинска и степного алтая до тибета на юге и тувы на востоке (население которой с 18 в. - буддисты), а также калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в московское царство. в этом же веке в него было включено и забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. в 1741 императрица елизавета петровна узаконила буддизм и его монастыри в россии, в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране.одновременно с распространением буддизма на север и восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге индийского субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с земель современных афганистана, республик средней азии, пакистана. направления в буддизме и особенности их учений многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.(1) хинаяна (малая колесница) буддизм стран южной азии представляет школа тхеравада (учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ малой колесницы (хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. трипитака тхеравады - исторически самая авторитетная запись закона будды шакьямуни. уже в первой проповеди просветленного (дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям, освобождению от круга перерождений срединным путем (мадхьяма-пратипат), пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. одна состоит в удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая - в отказе от желаний, в умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного я (атман) и отождествлении я с абсолютом (брахманом или богом). будда советовал избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. важным условием такого образа жизни, способствующего "истинному познанию, умиротворению, просветлению, невозрождению в мире скорби", является непривязанность, отрицание собственного я (анатман) и, следовательно, моего.одна из форм изложения закона в тхераваде и малой колеснице - это учение о четырех благородных истинах. первая из них гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание (духкха). вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. третья постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины, жажды. четвертая предлагает для этого восьмеричный путь (он же срединный), каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно: созерцание закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути. предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. в малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. этот обратимый процесс сансары безначален. за каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. но наиболее предпочтительна для совершенствования и достижения нирваны участь человека.в карму издревле верили приверженцы и других религий индии. буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. кроме того, согласно школам малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: "чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить" (дхаммапада, 165). одним из отличительных описаний кармической причинности стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида - прошлую, настоящую и будущую.среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина буддхагхошу и сарвастивадина васубандху.(2) махаяна (великая колесница) самые ранние тексты махаяны - это сутры совершенствования мудрости (праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. по легенде считается, что их тоже произнес будда шакьямуни, но смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока не пришел нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого махаянисты именуют вторым буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные разъяснения и комментарии. то же примерно произошло и с махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям майтреей (или майтреянатхой) и асангой в 4-5 вв. махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в оригиналах. со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную трипитаку. с 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: ганджур (слово будды в 108 томах энциклопедического формата) и данджур (толкования закона индийскими мастерами в 225 томах). китайский и тибетский каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (алмазной колесницы), поскольку махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и способов освобождения. в доктрине великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. первые - это просветленные существа, которые обрели просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план. земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к просветлению из сострадания к мукам ближнего. делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. обретаемое совершенство характеризуется многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).эта великая пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. в ней пребывает будда - абсолютное единство сущего, неотличимое от пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. следовательно, иллюзия - это способ представления будды, а избавление от нее - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. все мироздание можно уподобить телу (кайя) будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела будды. из них одно (тело формы) или два (тело воплощения, напр., явившийся людям будда шакьямуни, и тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь иллюзорные средства сообщения тела закона (дхарма-кайя), которое в реальности есть будда и пустота. главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских. различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины.(3) ваджраяна (алмазная колесница, буддийский тантризм)самые ранние тексты (тантры) алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. будучи доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести просветление именно в этой жизни, о главенстве в пути практических средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. существуют три внешние системы тантризма: 1) крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию иллюзорного тела, 2) ану-йога, или материнская йога по созерцанию пустоты, 3) ати-йога, или йога великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства изначального будды.более ранние внешние системы тантризма распространились в китае и японии. обе системы тантризма практиковались только в индии, гималаях, тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на западе и в россии.литература:дхаммапада / пер. с пали в. н. топорова. м., 1960.вопросы милинды / пер. с пали а. в. парибка. м., 1989.васубандху. абхидхармакоша / пер. с санскр. в. и. рудого. раздел i. м., 1990. раздел iii. спб., 1994.буддизм в переводах: альманах. спб., 1992-1993. вып. 1-2.алмазная сутра / пер. с санскр. в. п. андросова. элиста, 1993.чатухстава, или четыре гимна буддам, и махаянавимщика, или 20 строф о махаяне, составленные нагарджуной / пер. с санскр. в. п. андросова // восток. 1995. № 4-5.щербатской ф. и. избр. тр. по буддизму. м., 1988.андросов в. п. нагарджуна и его учение. м., 1990.розенберг о. о. тр. по буддизму. м., 1991.буддизм: словарь. м., 1992.буддизм в японии. м., 1993.говинда (лама анагарика). психология раннего буддизма. основы тибетского мистицизма. спб., 1993.конзе э. буддийская медитация. м., 1993.лысенко в. г. ранняя буддийская философия. м., 1994.буддийский взгляд на мир. спб., 1994.андросов в. п. индийский буддизм и тибетская цивилизация // азия - диалог цивилизаций. спб., 1996.thomas e. the history of buddhist thought. london, 1953.warder a. k. indian buddhism. 1970.plaeschke h. buddhistische kunst. leipzig, 1972.dutt n. mahayana buddhism. delhi, 1978.snellgrove d. indo-tibetan buddhism. london, 1987.williams p. mahayana buddhism. london, 1989.gombrich r. theravada buddhism. london, 1994.в. п. андросов

  4. – проповедовавшееся ок. 560-480 до р. x. буддой («ясновидящий») гаутамой (готамой) священное учение. согласно этому учению, все в мире «преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности)». каждое отдельное существо представляет собой преходящую комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма). постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует карма, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (см. нирвана). старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е. «малая колесница») со временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»); дхармы не имеют действительного значения, в реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием иллюзии проявляется как мир в его многообразии (см. индийская философия). активистская этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика будды должен быть не архат (святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва (будущий наместник будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко всем существам вести других к спасению. ок. 1200 влияние буддизма в индии начало падать, но в форме хинаяны сохранилось на цейлоне и в восточных районах индии, а также (в форме махаяны) в китае, японии, тибете, монголии и гималаях. см. также дхьяна.


Верованье, русский
    Верованье , вера


Еврейство, русский
    Еврейство , вера


Заблуждение, русский
  1. Заблуждение, ошибка, погрешность, неправильность, ложь, ересь. ср. предрассудок. , ошибка, предрассудок , вводить в заблуждение, впасть в заблуждение, вывести из заблуждения, поддаваться заблуждению, подпадать под заблуждение, упорствовать в заблуждении

  2. Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. закон не устанавливает, в каких случаях заблуждение признается существенным, это решается судом или арбитражем.

  3. Юридическое состояние участника гражданских правоотношений, заключающееся в неправильном представлении об элементе правоотношений - основании их возникновения, субъекте, объекте или содержании. 3. имеет значение факта юридического постольку, поскольку лиц

  4. Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.

  5. – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. от заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении – той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.

  6. Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер.


Жидовство, русский
    Жидовство , вера


Ислам, русский
  1. Ислам , вера

  2. Одна из трех мировых религий, возникшая в vii в.н.э. основатель – мухаммед (570-632 гг.). главные принципы изло-жены в священной книге коране. религиозные обязанности му-сульман: поклонение единому богу аллаху, ежедневная пяти-кратная молитва, очисти

  3. (араб., букв. – предание себя богу), мусульманство – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. о. в странах азии и африки. основателем ислама считается житель мекки, «посланец аллаха» мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге – коране. главным постулатом ислама является учение о едином боге – аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, совершать паломничество к мусульм. святыням. в исламе существуют два осн. направления – суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульм. догматов (ок. 10% верующих). в исламе сложились определенные традиции, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. зафиксированные в коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христ. религий.

  4. (араб ., букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. возник в аравии в 7 в. основатель - мухаммед. ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. в результате арабских завоеваний распространился на ближнем и ср. востоке, позднее в некоторых странах дальнего востока, юго-вост. азии, африки. главные принципы ислама изложены в коране. основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему богу-аллаху и почитание мухаммеда пророком - посланником аллаха. мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет бога, кроме аллаха, а мухаммед есть посланник аллаха (шахада);..2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);..3) милостыня в пользу бедных (закат);..4) пост в месяце рамадан (саун);..5) паломничество в мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. священное предание - сунна. основные направления - суннизм и шиизм. в 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. в 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.[араб. islam - предание, вверение себя (богу)], мировая монотеистическая религия. возникла в хиджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен зап. аравии. уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от ганга на востоке до южных границ галлии на западе, в результате чего образовалось мусульманское государство - халифат. современный ислам распространен в основном в странах азии и африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам - государственная религия, а шариат - основа законодательства). число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. большинство мусульман - сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.основатель ислама основатель ислама - мухаммад (мухаммед, мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. до мухаммада арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство (последнее - преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в аравии был распространен ханифизм. под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. после переселения в 622 с небольшой группой последователей из мекки в медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.источники вероучения основной источник мусульманского вероучения - коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное "слово божие", откровение, которое бог, говорящий в коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал мухаммаду через своего ангела гавриила. подобно тому как для христиан бог воплотился в иисусе христе, для мусульман он открыл себя в книге - в коране. второй источник мусульманского вероучения - сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. бог в коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. он ближе к человеку, "чем его шейная артерия", говорится в коране и в то же время утверждается: "не постигают его взоры...". то есть бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в своей сущности. бог открывает себя человеку только через откровение, знамения и свои имена. в откровении бог через пророков дает людям свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. весь тварный мир, то есть все сотворенное богом - каждое явление, каждая вещь, каждое существо - это его знамения людям, свидетельствующие о его величии и всемогуществе. наконец, через свои имена бог наглядно сообщает людям о своих свойствах. "у бога прекрасные имена, зовите его по ним..." - говорится в коране. имен этих - 99. например, милостивый, милосердый, верный - это божественные имена. проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать бога и его имена. однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина. утверждение единства и единственности бога, призывы не придавать ему никого в "сотоварищи" часто повторяются в коране. направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов троицы и боговоплощения. ислам признает иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). в то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к "религии авраама", частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. миссия мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого бога. важнейшие понятия мусульманской религии - "ислам", "дин", "иман". ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы корана. таков смысл и традиционного понятия "дар ал-ислам" (обитель ислама), противопоставленного "дар ал-харб" - территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же - "ахл ал-китаб" - люди книги, держатели писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). умма - это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма - это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. таким образом, принадлежность умме - основа самосознания мусульманина. в ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта. идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; свесткая, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства - людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между богом и человеком, имам или мулла - лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только коран, а исполнительная власть (хукм) - одновременно религиозная и светская - принадлежит только богу и осуществляется через халифа - предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания богу. отсутствие в исламе "земного законодателя" на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).вероучение понятие "дин" неоднократно встречается в коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, - божественный закон, которому следует подчиняться. в основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, "дин" - это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного бога, 2) ангелов, 3) богооткровенные книги (в коране названы пять таких книг: свитки авраама, тора моисея, псалтырь давида, евангелие иисуса, коран мухаммада), 4) божьих пророков и посланников, 5) судный день, рай и ад, воздаяние и наказание. позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) - вера в предопределение (все происходящее в мире - как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей всевышнего).религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, - это прежде всего "пять столпов ислама": 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: "нет божества, кроме бога, и мухаммад - раб его и посланник бога"; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (см. рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в мекку к главной мусульманской святыне - каабе. паломничество в мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. после окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении авраама. второй по значимости мусульманский праздник - ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): "не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие - кто уверовал в бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные" (коран 2:177).в целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий "божьего" и "кесарева", что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора рашида риды, считавшего, что "ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал", или в известном девизе современных братьев мусульман: "ислам есть религия и государство").мусульманская культураислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к богу; этику; социальные отношения. т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое. несколько позже - отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности корана, божественных атрибутах, - развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии [ал-кинди (см. кинди), ал-фараби (см. фараби), ибн сина, ибн рушд]. в то же время получает развитие суфизм - мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.шиизм уже после битвы при сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа али (зятя и двоюродного брата мухаммада) и муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. большинство, впоследствии получившие название "ахл ас-сунна" (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от "ши`ат али" - партия али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам али и его жены фатимы (любимой дочери мухаммада) - единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. после ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. центральной догмой шиитов стал культ имама - авторитетного учителя из "дома али", безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл откровения. имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы - присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. без имама и его руководства невозможно спасение верующих. авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только "посвященным", - экзотерическому (захир). своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о "скрытом имаме": последний из "видимых имамов" (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов - 7-й, у имамитов - 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии - махди, наполнив мир правдой и справедливостью. миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. в целом - это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы). вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов (см. бабизм) и бехаитов (см. бехаизм) - течений, возникших в 19 в. в иране. основатель последнего - мирза хусейн али (бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.реформаторские движения в лоне суннитского ислама в сер. 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя - мухаммада ибн абд ал-ваххаба), отвергавших "новшества", которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (ал-афгани, мухаммад абдо, рашид рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. в 20 в., во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).ислам в россии ислам в истории россии играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. в шести республиках "ближнего зарубежья" проживает сегодня 54 млн. мусульман. в самой россии ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в поволжье, на урале, в сибири и на северном кавказе. в россии сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых древняя русь узнала мир ислама. достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в. знали и арабов. об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса ибн хардадбеха, современника рюрика и аскольда, о славянских купцах "ар-рус", которые возили свои товары к черному и каспийскому морям.после падения в 10 в. хазарского каганата практически все поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. в ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) владимиро-суздальская и отчасти киевская русь были включены в монгольскую империю, а после ее распада - в золотую орду. в 1256 (через 16 лет после завоевания руси) на ханский трон в золотой орде воссел первый мусульманин - берке. однако окончательно ислам восторжествовал в орде в 1312 , когда хан узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. с этих пор между "православной русью" и ордой складывается определенный симбиоз. русь, оставаясь вассалом орды, сохраняет религиозную самостоятельность. более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на русь и стали основателями будущих родов русской знати. так, в 1329 на службу к великому московскому князю ивану калите прибыл мурза чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, борис годунов.в москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в. число их неизменно возрастало. для них в москве строились специальные слободы: на сретенке, мещанке, в кукуй-городе, марьиной роще. главная татарская слобода находилась в замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.в 1480 золотая орда окончательно распалась. однако русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в 16 в. казанского, астраханского, сибирского ханств. с той поры отношения руси, впоследствии россии, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны - это вехи колонизаторского расширения россии и вехи новых контактов с миром ислама. вехи, которые поставили перед россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.литература:гольдциэр и. ислам: пер. с нем. спб., 1911.гольдциэр и. лекции об исламе. м., 1912.петрушевский и. п. ислам в иране в 7-15 вв. 1966.грюнебаум г. э. фон. основные черты арабо-мусульманской культуры: пер. с англ. м., 1981.массэ а. ислам. очерки истории: пер. с франц. м., 1982.ислам. энциклопедический словарь. м., 1991.ислам. историографические очерки. м., 1991.бартольд в. в. ислам и культура мусульманства. м., 1992.хрестоматия по исламу. м., 1994.sourdel d. l`islam. paris, 1992.blachere r. le coran. paris, 1992.а. в. журавский


Исповедание, русский
    Исповедание , вера


Иудаизм, русский
  1. Иудаизм , вера

  2. – религия, распространенная в основном среди евреев. возникшая из политеизма древнеевр. племен, она с 7 в. до р. x. становится монотеистической религией с верой в единого бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. основы вероучения иудаизма изложены в ветхом завете (признаваемом и христианством) и талмуде (системе комментариев к ветхозаветным книгам), а иудейской церковью является синагога. иудаизм – государственная религия израиля.

  3. , наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в палестине. распространена в основном среди евреев. приверженцы иудаизма верят в яхве (единого бога, творца и властелина вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). канон священных книг иудаизма включает тору ("пятикнижие моисея"), книги пророков и т. н. писания. различные толкования и комментарии канона собраны в талмуде. в иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм). число последователей оценивается в ок. 18 млн. (ок. 1/3 из них в сша).


Иудейство, русский
    Иудейство , вера


Ламаизм, русский
  1. Ламаизм , вера

  2. – форма позднего буддизма, которая господствует в тибете, внутренней монголии (кнр), в мнр, отдельных районах непала и индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). возник в тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою теперешнюю форму в виде церковного государства, во главе которого стоят «далай-лама» (священникокеан), а также «тулки», или «хутухты», которые считаются земными образами будды и бодисатвы и после своей смерти снова возрождаются в детях. в ламаизме философия буддизма переплетается с верой в таинственную магию.

  3. , тибето-монгольская форма буддизма. возник в тибете в 8 в. распространен в автономных районах тибет и внутренняя монголия (китай), в монголии, а также в отдельных районах непала и индии. в российской федерации имеет последователей, главным образом в бурятии, калмыкии и туве. с 1970-х гг. термин "ламаизм" выходит из употребления в европейской науке.


Магометанство, русский
  1. Магометанство , вера

  2. , см. ислам.


Моисеево вероисповедание, русский
    Моисеево вероисповедание , вера


Мусульманство, русский
  1. Мусульманство , вера

  2. , см. ислам.


Парсизм, русский
  1. Парсизм [название религии зороастрийцев в индии] , вера

  2. – учение зороастра, или заратустры, которое исповедовали парсы, потомки древних персов.


Правоверие, русский
    Правоверие , вера


Православие, русский
  1. Православие , вера

  2. Одно из направлений христианства, сложившееся на территории византийской империи и утвердившееся в древнерусском государстве.

  3. Славянский эквивалент ортодоксии. термин впервые употребляется во ii в. одно из направлений христианст-ва, наряду с католицизмом и протестантизмом. начало склады-ваться с iv в. как официальная религия византийской империи, существует полностью самост

  4. – одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах восточной европы, ближнего востока и на балканах. сложилось как восточная ветвь христианства после разделения римской империи (395 после р. x.) и оформилось после разделения церквей (1054). основу вероучения православия составляют св. писание (библия) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика). оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии иисуса христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. церковь исполняет роль посредницы между богом и людьми. большое значение придается праздникам и постам. в православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы марии), по-иному совершаются некоторые таинства. нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. в процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: константинопольская, александрийская, антиохийская, иерусалимская, русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская, албанская, польская, чехословацкая, американская. по вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. богослужение совершается на национальных языках. православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. на религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия. в отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице сергия радонежского (ок. 1312 – 1391), нила сорского (ок. 1433-1508), иосифа волоцкого (ок. 1439-1515), зиновия отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание, и мистическое озарение. в нач. 19 в. в россии возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны ф.а.голубинским, в.д. кудрявиевым-платоновым, в.и. карповым, с.с. гогоцким, п.д.юркевичем и др. при этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит филарет, в.в.болотов), софиологии (см. софия), православной антропологии (в. и. несмелое, м.м.тареев). неакадемическая линия православной философии разрабатывалась хомяковым, булгаковым, флоренским, бердяевым и др. существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как «церковное обновление», «метафизика всеединства», «новое религиозное сознание».

  5. , одно из основных и старейших направлений в христианстве. возникло с разделением в 395 римской империи на западную и восточную. богословские основы определились в византии в 9-11 вв. окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. католицизм) и православную. постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. на руси с кон. 10 в. (см. крещение руси), с 1448 русская православная церковь. в российской федерации православные составляют большую часть верующих.


Доверие, русский
  1. ~ estimatioоценка по доверительному интервалу

  2. Доверие, вера, кредит, уверенность. у меня к нему полное доверие. вкрасться в доверие, влезть в душу. "так вкралась к мужику она, что ею только он и клялся и божился". крыл. "он влез к нему в душу и, как хотел, так и вертел им". григор

  3. Уверенность большей или значительной части общества, человека и добросовестности, порядочности, искренности политиков, правильности проводимой ими политики.


Фетишизм, русский
  1. Достижение полового удовлетворения посредством манипуляций и контакта с предметами, которым сами по себе не имеют эротического значения (одежда, обувь и т.п.), но обычно символизируют сексуального партнера.

  2. Фетишизм , вера

  3. 1. религиозное поклонение фетишам – общий и постоянный элемент многих религий. 2. слепое поклонение чему-либо. 3. согласно з. фрейду – один из видов перверсий половых, характерный тем, что половое влечение связывается с различными предметами, по своему би

  4. 1. религиозное поклонение фетишам – общий и постоянный элемент многих религий. 2. слепое поклонение чему-либо. 3. согласно з. фрейду – один из видов перверсий половых, характерный тем, что половое влечение связывается с различными предметами, по своему биологическому статусу не имеющими эротического значения. эти предметы (как правило, предметы туалета противоположного пола и пр.) лишь символизируют сексуальный объект – полового партнера, и половое удовлетворение достигается посредством различных манипуляций и контактов с этими символами, кои сами по себе лишены эротического значения.

  5. , в медицине - половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, - неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины).

  6. (от франц . fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. был распространен у всех первобытных народов. сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы.


Христианство, русский
  1. Христианство , вера

  2. Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в i в. как вера в иисуса христа, основателя христианства, в iv в. стало господствующей религией римской империи.

  3. , одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. в основе - вера в иисуса христа как богочеловека, спасителя, воплощение 2-го лица триединого божества (см. троица). приобщение верующих к божественной благодати происходит через участие в таинствах. источник вероучения христианства - священное предание, главным в нем является священное писание (библия); а также "символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев палестины, сразу же распространилось у других народов средиземноморья. в 4 в. стало государственной религией римской империи. к 13 в. вся европа была христианизирована. на руси христианство распространилось под влиянием византии с 10 в. в результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. общее число христиан превышает 1 млрд. человек.


Язычество, русский
  1. Язычество , вера

  2. Первобытные верования и обряды, предшествующие возникновению мировых религий.

  3. Религия, возникшая на стадии родовых отно-шений, основанная на многобожии, поклонение силам природы и духам предков; идолопоклонство, политеизм-многобожие.

  4. , традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. в современной науке чаще употребляют термин "политеизм" ("многобожие").


Ересь, русский
  1. Ересь , вера, заблуждение

  2. Особое вероучение) особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви.


Надежда, русский
  1. Надежда, ожидание, упование, чаяние, вера; предвкушение, предположение, предчувствие, виды на что, перспектива, шанс (шансы); мечта, иллюзия, химера. ср. призрак. надежда лопнула, не оправдалась, не осуществилась, разбита, распалась; надежда обманула меня

  2. Эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоего желаемого события; отражает предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. формируется вследствие познания причин, обусловливающих ожидаемые события, или на основе субъективно

  3. Эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоего желаемого события; отражает предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. формируется вследствие познания причин, обусловливающих ожидаемые события, или на основе субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом.

  4. (елпис) римская (ум . ок. 137), 10-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана, одна из трех дочерей (вместе с верой и любовью) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.




Дальнейшем, русский
    Коротким позвоночником при длинных конечностях, чрезмерным кифозом и лордозом


Определять, русский
    Определять, предопределять, назначать, предназначать, обрекать, посвящать, прочить, пожертвовать, отпускать, ассигновать; выражать, выставлять, выдавать, излагать, изображать, обрисовывать, описывать, отпечатлевать, отчеканивать, разбирать, квалифицироват


Believer, religious person, adherent, английский

Belief, faith; doctrine, английский