Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Послание евреям



    The revelation of st john the divine, английский

    Откровение иоанна богослова, русский

    The epistle to the hebrews, английский



    Евр, русский
      (эвр) , в греческой мифологии бог восточного ветра, брат ветров борея, зефира и нота. у римлян - вольтурн (вультурн).


    Евр., русский
      Европейский


    Евразийская патентная конвенция (1994г.), русский
      Конвенция, создавшая межгосударственную систему получения патентной охраны на территории большинства независимых государств


    Евразийская патентная конвенция (1994г.), английский

    Евразийская раса, русский
      , см. европеоидная раса.


    Евразийство, русский
    1. Научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве евразии (н. трубецкой, п. савицкий, г. флоровский, м. шахматов, г. вернадский и др.).

    2. , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. началом движения стал выход сборника "исход к востоку" (софия, 1921) молодых философов и публицистов н. с. трубецкого, п. н. савицкого, г. в. флоровского и п. п. сувчинского. историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (н. я. данилевский, н. н. страхов, к. н. леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы россии и запада и трактовала россию как "евразию", особый срединный материк между азией и европой и особый тип культуры. на 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (сувчинский, л. п. карсавин, п. с. арапов, т. п. святополк-мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры государственного политического управления (н. н. ланговой, с. я. эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.


    Евразия, русский
      , самый большой материк земли в северном полушарии (часть островов в южном полушарии). 54,9 млн. км2. население 4,1 млрд. человек (1993). в евразию входят части света европа и азия. омывается северным ледовитым, тихим, атлантическим и индийским ок. и их морями; площадь островов ок. 2,75 млн. км2. берега европы расчленены сильнее, чем азии. средняя высота европы 840 м, ок. 2/3 европы - горы и плоскогорья. основные горные системы: гималаи (до 8848 м, г. джомолунгма, самая высокая на земле), альпы, карпаты, пиренеи, апеннины, кавказ, гиндукуш, каракорум, памир, тянь-шань, куньлунь, сино-тибетские горы, алтай, саяны, урал, горы северо-вост. сибири; нагорья переднеазиатские, тибетское; плоскогорья деканское, среднесибирское. наиболее значительные равнины и низменности: восточно-европейская, западно-сибирская, туранская, кашгарская, джунгарская, великая китайская, индо-гангская, месопотамская. основные элементы структуры евразии - древние платформы (восточно-европейская с балтийским и украинским щитами, сибирская с алданским щитом, китайско-корейская, южно-китайская, индийская, часть нубийско-аравийского щита), сочлененные более молодыми платформами. наиболее подвижны альпийско-гималайский и восточно-азиатский геосинклинальные пояса; неотектоническими движениями охвачена также широкая полоса разновозрастных структур от гиссаро-алая до чукотского п-ова. для ср., центр. и вост. азии, малайского арх. и некоторых других районов характерна сильная сейсмичность. на камчатке, многих о-вах вост. и юго-вост. азии, в исландии, на апеннинском п-ове и некоторых островах средиземного м. - действующие вулканы. на рельеф северных и горных районов евразии значительное влияние оказало древнее оледенение. современные ледники (площадь ок. 230 тыс. км2) - на арктических островах и в высокогорьях. ок. 11 млн. км2 (главным образом в сибири) занято многолетней мерзлотой. климат меняется от арктического на севере до экваториального на юге, в периферийных районах - океанический (на юге и востоке - муссонный), во внутренних районах - континентальный и резко континентальный. на северо-востоке (в верхоянске и оймяконе) - полюса холода северного полушария. в восточной индии выпадает наибольшее количество осадков на земле (в черапунджи до 12 тыс. мм в год). основные реки: янцзы (самая большая в евразии), обь, енисей, лена, амур, хуанхэ, меконг, брахмапутра, ганг, инд, тигр, евфрат, волга, дунай. наибольшая в мире область внутреннего стока (бас. каспийского и аральского м., оз. балхаш, лобнор). крупное проточное оз. байкал, самое глубокое в мире. с севера на юг сменяются арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный и экваториальный пояса, разделенные на зоны. во многих горах - высотная поясность.


    Еврамерийский, русский

    Евратом, русский
      , см. европейское сообщество по атомной энергии.


    Евреи, русский
      (самоназвание - йегудим , идн), народ. численность 13,62 млн. человек (1992), в т. ч. в сша ок. 6 млн., израиле 4 млн., в российской федерации 551 тыс. человек (1992). большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. часть евреев говорит также на языках иврит, идиш и других этнических модификациях языков соседних народов (испанском, арабском, персидском и др.). верующие в основном иудаисты. в диаспоре сложилось деление на ашкеназов и сефардов.


    Еврей, русский
      Еврей, израильтянин, иудей; иудеянин; жид (бранн.); еврейка, евреянка, жидовка. сыны израилевы. "когда вы будете повивать у евреянок, то наблюдайте при родах... еврейские женщины не так, как египетские". исх. 1, 16, 19.


    Еврей, казахский
      Еврей


    Еврейка, русский

    Еврейская автономная область, русский
      , в российской федерации, хабаровский кр. образована 7 мая 1934. 36 тыс. км2. население 220,2 тыс. человек (1991), городское 66%: русские, украинцы, евреи. 2 города, 12 поселков городского типа (1991). центр - биробиджан. расположена в бас. р. амур, на западе и северо-западе - горы м. хинган. средние температуры января от -21 до -26 °с, июля 18-21 °с. осадков 500-800 мм в год. леса - св. 1/3 территории. машиностроение (сельскохозяйственные машины, трансформаторы), деревообрабатывающая, стройматериалов, легкая, пищевая промышленность. добыча олова. посевы зерновых (пшеница, ячмень, овес), сои и др. животноводство, главным образом мясного направления. пчеловодство. охота и рыболовство. транссибирская железнодорожная магистраль. судоходство по амуру. бальнеологический курорт кульдур.


    Еврейская автономная область (хабаровский край, рсфср, ссср), русский

    Еврейская философия, русский
      – с самого начала была и осталась философией религии. чистое истолкование библии и собрание божественных законов, фиксированных в галахе (новоевр. – руководящее начало) и углубленных благодаря поучительным текстам к гаггаде (древнеевр. – рассказ, поучение), а позднее переложенных в талмуд (евр. – учение), было расширено благодаря включению эллинистического понятия идеи блага, что особенно сказалось на философии александрийских евреев. главным представителем этого периода является филон (25 до р. x. – 50 после р. x.), защищавший евр. религиозное учение, облаченное в одежды греч. философии (платона). после гибели иудейского государства (70 после р. x.) евр. философия при раввине иоханане бен заккаи сделала попытку овладеть духовным наследием иудаизма. особого успеха в этом направлении добился раввин акиба бен иосиф (50 – 137), чьи соч. стали основой мишны (евр. – обновление). все содержание религиозных законов евреев, устно или письменно сохранившихся в первые пять христ. веков, было собрано в талмуде (евр. – учение), составленном ок. 500 на восточноараб. языке. ок. 761 ханан бен давид основал сектукараитов, которые духовно отделились от приверженцев талмуда и начали заниматься философией. в это же время иудейская философия сталкивается с исламом и испытывает с его стороны различного рода влияния. возникает родственная караитской философия мутазилито в (араб. – обособившиеся), которые использовали мыслительные формы греч. логики и поэтому назывались еще и каламитами (араб. – догматики); они проповедовали справедливость и единство бога и отрицали, что бытие бога можно определить с помощью атрибутов (борьба против христ. учения о троице и против дуализма манихейцев). начинается период расцвета иудейской философии (см. также европейская философия), в котором надо различать два главных направления: 1) восточное, с центром в вавилоне; главные представители: саади бен иосиф и аарон бен элиа, караит, осн. соч. «ez hayyim» – «родословная величины» (1346); 2) западное, с центром в испании, где работали прежде всего: неоплатоник габироль; маймонид; иегуда галеви (1085 – 1145), врач, философ религии и крупнейший евр. поэт послебиблейского времени; авраам ибн дауд (а. бен давид, 1110-1180), осн. труд «emunah ramah» – «возвышенная вера»; бахья бен иосиф (ок. 1050), неоплатоник, осн. соч. «hoobot ha-lebabot» – «сердечные обязанности» и «torot ha-nefesch» – «учение о душе»; леви бен герсон (герсонид; 1238-1340), аристотелик, астроном, осн. соч. «milhamot elohim» – «войны бога» (1560); дон хоздан крескас (13401412), первый из европейцев критиковавший аристотеля, противник рационализма маймонида. в западном направлении, как во всем западном средневековье вообще, господствовал дух аристотеля. восточное направление держалось посередине – между аристотелизмом и мутазилитством. все эти мыслители разрабатывают ряд основополагающих проблем, причем предполагаются безусловная истинность содержания торы (пятикнижие моисея) и высокая ценность соч. пророка. бытие бога восточные философы и бахья доказывают логически (творение есть – следовательно, есть творец), западные – с помощью аристотелевских аргументов. в отличие от рационалистического направления схоластики иегуда галеви, основываясь на факте исторического откровения, стремится к доказательству надынтеллектуального характера откровения и присущей сердцу всякого благочестивого уверенности в бытии бога. для саади и его школы единство бога заложено уже в понятии творца, в то время как маймонид и его сторонники разрабатывают понятие неподвижного двигателя и мировой гармонии. проблема свойств (атрибутов) бога вызвала широкую дискуссию, в центре которой стоял вопрос о непостижимости бога. несмотря на это, делаются попытки дать некоторые определения бога. саади называет творца единым, полным жизни, могущественным, мудрым; бахья – единым, существующим, вечным; ибн дауд добавляет: истинный, желающий. но поскольку все свойства бога в основе своей неотделимы от понятия единства бога, бахья негативно устанавливает содержание этого понятия; к такому пониманию присоединяются все др. философы, причем герсон и крескас с некоторыми оговорками. относительно самого мира евр. философия, как и школа саади, присоединяется к учению аристотеля об отношении между материей и формой; и та, и другая вновь возвращаются к понятию материи, ее четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), разделению вселенной на высший мир сфер и низший, подлинный. саади проповедует постепенное сотворение богом мира из ничего (сначала воздух, возникающий из материи и формы, из него – элементы, ангелы, звезды и сферы). ибн дауд, маймонид и герсон защищали убеждение, что из prima causa происходит духовная сущность, а от нее – девять др., соответственно числу сфер. габироль и герсон утверждали, что материя существует вечно; акт сотворения был только актом наделения материи формой и жизнью. провидение бога выводилось из устойчивости естественного порядка вещей, и, несмотря на это, чудеса (т.е. нарушение этого порядка) считались возможными; т. к., согласно мутазилитскому воззрению, законы природы – лишь «привычки бога», то он к ним никоим образом не привязан. для маймонида провидение есть свойство человека, связанное с интеллектом. отношение между божественным провидением и человеческой свободой воли и выбора ставит проблему: знает ли бог заранее, что собирается делать человек? если он это знает, то человеческая свобода выбора – только видимость. саади говорит: божественное знание – как взгляд в зеркало будущего, который не влияет на человеческие поступки. маймонид считает, что божественное знание отличается от человеческого тем, что бог знает ход событий, не стесняя этим свободы выбора человека. ибн дауд и герсон ограничивают божественное знание тем, что человеку предлагается выбор. по крескасу, человек ничего не знает о действительной ситуации, в которой он находится; поэтому бог оценивает не результат его выбора, а благое или дурное намерение. душа создается богом в процессе непрерывного творения. по саади, она состоит из тонкой духовной субстанции; желания, чувства и мысли – ее главные функции; маймонид добавляет еще две: силу воображения и познание. ибн дауд принимает предсуществование души и ее способность к развитию в земном бытии. все мыслители считают душу бессмертной; по мнению саади и галеви, после смерти тела продолжает жить вся душа, по мнению др. философов – только разум (мысль). евр. этика целиком присоединяется к аристотелевскому учению о золотом среднем пути, нахождение которого осуществляется с помощью торы. маймонид считает золотой средний путь нормой, свойственной лишь заурядному человеку. человек же, стоящий выше, должен идти лишь самым лучшим путем. крескас утверждает, что любовь к богу и мечта осуществить ее в жизни составляют основу человеческого поведения. после изгнания евреев из испании (1498) евр. философия ограничивается разыскиванием и комментированием разработанного материала. работами иосифа альбо (1380-1435), стремившегося к догматизации содержания веры, и исаака альвиванеля (1437 – 1508) заканчивается евр. схоластика. привлекают к себе внимание личности бенедикта спинозы и моисея мендельсона, который перевел на нем. тору и псалмы, побудив тем самым евреев заниматься языком и литературой (до этого ортодоксальные евреи могли читать только евр. тексты). особое явление в иудейской философии образует хасидизм. значительным было участие евр. мыслителей и в дальнейшем развитии европейской философии. особенно велик их вклад в логику и теорию познания. но это их творчество уже не может быть расценено как чисто евр. философия.


    Еврейский, русский

    Еврейский камень, русский
      (письменный гранит) , разновидность пегматита, в котором полевой шпат и кварц, прорастая один в другом, образуют структуру, напоминающую древние письмена.


    Еврейский язык, русский
      , см. иврит, идиш.


    Еврейское письмо, русский
      , письмо древних и современных евреев, говорящих на языках иврит, идиш и некоторых др. см. также квадратное письмо.


    Еврейство, русский
      Еврейство , вера


    Откровение иоанна богослова, русский

    The revelation of st john the divine, английский