Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Интеллектуальное созерцание

Глоссарий по философии
    – способ познания, благодаря которому метафизический абсолют постигается непосредственно, наглядно; это понятие было введено нем. идеалистами. поскольку интеллектуальное созерцание возможно, оно является достижением внутреннего. кант понимал под интеллектуальным созерцанием интуицию, которая постигает вещи в их абсолютной реальности, «которая присуща, по-видимому, только первосуществу, но не свойственна нам, и возможность которой не может быть усмотрена нами». у гёте – это «созерцающая сила суждения», «созерцание внутренней творческой природы», которое приводит к возникновению «прообразного, типического». как источник философского познания, это понятие рассматривается прежде всего фихте и шеллингом, шопенгауэр отрицает только слово, но не его существо; ср. интуиция. см. сущности созерцание.




Интеллектуальная автомобильная дорожная система, русский

Интеллектуальная задача, русский
    Задача, решение которой происходит не по заранее определенному, точному алгоритму, а благодаря самообучению как свойству обучающейся системы.


Интеллектуальная мобильная сеть данных, русский

Интеллектуальная периферия; узел интеллектуальной периферии, русский

Интеллектуальная программа сопряжения, русский

Интеллектуальная связная эвм; связная эвм с развитой логикой;, русский

Интеллектуальная сеть;, русский

Интеллектуальная система поддержки решений, русский
    Компьютерная система, состоящая из пяти основных взаимодействующих компонентов: языковой подсистемы, информационной подсистемы, подсистемы знаний, подсистемы моделей и подсистемы обработки и решения задач.


Интеллектуальная система управления двигателями, русский

Интеллектуальная система управления срабатыванием клапанов, русский

Интеллектуальная служба передачи сообщений;, русский

Интеллектуальная собственность, русский
  1. (англ. intellectual property) - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица. продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания т.п.}.

  2. Права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; некоторым видам промышленной собственности (товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и обозначениям), а также к праву на защиту от недобросовестной конкуренции в международных соглашениях. объектом охраны интеллектуальной собственности является право авторства на упомянутые объекты. техническая сущность (или иное содержание), излагаемая в конкретном произведении, охраняется как промышленная собственность, однако предметная область такой охраны имеет ряд ограничений.

  3. В международных соглашениях, а также

  4. , условный собирательный термин. включает права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, связанным с различными видами промышленной собственности, а также с защитой от недобросовестной конкуренции. в 1967 подписана международная конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности. российское агентство интеллектуальной собственности (раис) при президенте российской федерации создано в 1992.

  5. Понятие, которое используется для обозначения прав на результаты интеллектуальной деятельности. объекты интеллектуальной собственности представляют собой охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности, оформленные в соответствии с существующим законодательством. согласно гк рф это исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

  6. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для эвм); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения (ст. 1225 гк рф).

  7. Это особый вид гражданских прав, устанавливающих монополию их владельца на использование изобретений, компьютерных программ и других результатов интеллектуальной, творческой деятельности,


Интеллектуальная станция-клиент;, русский

Интеллектуальная технология уплотнения (данных);, русский

Интеллектуальная транспортная система, русский

Интеллектуально-креативный потенциал организации, русский
    Способность накапливать и использовать существующие алгоритмы знаний и действий, а также создавать и применять новые с целью достижения рыночных целей.


Интеллектуальные инвестиции, русский
    Вложение средств на подготовку специалистов на курсах, передачу опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и т.д.


Интеллектуальные права, русский
    Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, также личные неимущественные права и иные права (ст. 1226 гк рф).


Интеллектуальные ресурсы, русский
    Инновационно-креативные возможности субъекта экономики по созданию экономического продукта и нематериальных активов.


Интеллектуальные сетевые услуги;, русский

Метафизический, русский
  1. Метафизический , духовный, отвлеченный

  2. – относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по канту («критика чистого разума»), рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».


Непосредственно, русский
    Непосредственно, прямо, из первых рук. прот. из вторых (пятых, десятых) рук. , сам


Созерцание, русский
  1. Созерцание , взгляд

  2. – прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. в философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также эйдетика); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. в др. группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; б) созерцание в духе платона, т.е. внутренний пропесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, бога – интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма. см. также интуиция, сущности созерцание.

  3. , в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. в истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.


Возможность, русский
  1. Возможность , мочь , давать возможность, лишен возможности, иметь возможность, отчаяться в возможностях

  2. – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. эта тенденции может быть объяснена только как возможность. следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал г.ихгейзер (1933). позднее а. гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. после него категориальный характер этого понятия признал в. камлах. философские основы такого толкования были заложены в. дильтеем. в обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. для объяснения осознания реальности м. шелер употребляет введенное дильтеем понятие противоречия. противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. отсюда ясно отношение к понятию возможности. возможность означает ссылку на противоречия. такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. в каждой возможности присутствует вероятная невозможность. в обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. возможность и бытие возможности существуют в разных формах. познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. познание без ссылки на возможность голо. изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

  3. Условие или обстоятельство, позволяющее сделать, осуществить что-либо. воспроизводимость измерений (reproducibility of

  4. Количественный или качественный показатель потенциальной способности системы выполнять поставленную задачу, рассчитанный для типовых условий функционирования.


Шопенгауэр, русский
  1. (schopenhauer) артур (1788-1860) , немецкий философ, представитель волюнтаризма. в главном сочинении "мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" и. канта) предстает у шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. пессимистическая философия шопенгауэра получила распространение в европе со 2-й пол. 19 в.

  2. (schopenhauer) артур (22 февраля 1788 , данциг, ныне гданьск - 21 сентября 1860, франкфурт-на-майне), немецкий философ-иррационалист (см. иррационализм). в его основном произведении "мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни".детство и юностьартур шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. отец философа, генрих флорис шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. его мать, иоганна генриетта шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). в детстве будущий философ не получил систематического образования. его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в гавр, где артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. после непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по европе в образовательных целях. это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". в 1805 артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. однако после смерти отца (к нему шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. в 1809 он становится студентом-медиком геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует платона и канта. с 1811 в берлинском университете слушает лекции ф. а. вольфа по истории греческой и латинской литературы, шлейермахера - по истории философии, фихте - по философии; докторскую диссертацию "о четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в йенском университете в 1813.зрелость. главный трудв 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, шопенгауэр поселяется в дрездене. здесь он пишет трактат "о зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с гете, с которым он встречался в 1813-14 в веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "мир как воля и представление". судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. вслед за этим шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение гегеля.с 1831 философ обосновывается во франкфурте-на-майне. все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. несмотря на успех его последней работы ("парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда."мир как воля и представление"считая себя учеником канта, шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". мир как "вещь в себе" предстает у шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. в живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.в противовес лейбницу шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". мировая история не имеет смысла. страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. в основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). в уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии.критикуя язык современной ему школьной философии, шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное жан поль, ф. кафка, т. манн). пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. влияние его испытали в германии р. вагнер, э. гартман, ф. ницше, т. манн и др., в россии - л. толстой, а. фет и др.сочинения:полн. собр. соч. м., 1900-10. т. 1-5.собр. соч. м., 1992. т. 1.соч. м., 1993. т. 1-2.samtliche werke. 3. aufl. wiesbaden, 1972. bd. 1-7.der handschriftliche nachlass. frankfurt am main, 1966-75. bd. 1-5.литература:фишер к. артур шопенгауэр: пер. с нем. м., 1896.фолькельт и. артур шопенгауэр, его личность и учение: пер. с нем. спб., 1902.грузенберг с. о. артур шопенгауэр. личность, мышление и миропонимание. спб., 1912.быховский б. э. шопенгауэр. м., 1975.чанышев а. а. человек и мир в философии артура шопенгауэра. м., 1990.ницше ф. шопенгауэр как воспитатель: пер. с нем. // избр. произведения. м., 1993.simmel g. schopenhauer und nietzsche. leipzig, 1907.mann th. schopenhauer. stockholm, 1938.abendroth w. arthur schopenhauer in selbstzeugnissen und bilddokumenten. leck; schleswig, 1967.hubscher a. denker gegen der strom. schopenhauer: gestern - heute - morgen. bonn, 1973.pisa k. schopenhauer. kronzeuge der unheilen welt. wien; berlin, 1977.weimer w. schopenhauer. darmstadt, 1982.schirmacher w. schopenhauer bei neuren philosophen. frankfurt am main, 1988.а. а. чанышев

  3. (schopenhauer) артур (род. 22 февр. 1788, данциг – ум. 21 сент. 1860, франкфурт-на-майне) – нем. философ. после прерванной им педагогической деятельности в берлине (с 1820) был приват-доцентом во франкфурте-на-майне (с 1832). его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «мир как воля и представление», 1819). все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. но этого познания, по шопенгауэру, недостаточно. мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? в этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. воля есть вещь в себе. дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, землю – к солнцу. и только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на вагнера и ницше. воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. со всей силой своего красноречия шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. сострадание является фундаментом морали. чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает шопенгауэр, равным образом и к животным. кроме указанной работы, шопенгауэром написаны: «ьber die vierfache wurzel des satzes vom zureichenden grunde», 1813 (рус. пер. «о четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «ьber den willen in der natur», 1836 (рус. пер. «о воле в природе», 1892); «die beiden grundprobleme der ethik», 1841 (рус. пер. «две осн. проблемы этики», 1896); «parerga und paralipomena», 2 bde., 1851 (рус. пер. «афоризмы и максимы», 1891 – 1892).


Интеллигибельный, русский
    (лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.


Интеллектуализм, русский
    – название для теоретического и практического вида «интеллектуального», которое явно или скрытно предоставляет интеллекту – хотя и критическому, но слепому по отношению к себе – управление действиями и поступками. в теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике – возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным.