|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лавров п
Глоссарий по философии |
Етр лаврович (род. 2 июня 1823, с. мелехово, псковской губ. – ум. 25 янв. 1900, париж) – рус. философ и социолог, публицист, идеолог «народничества». принимал участие в работе подпольных революционных организаций «земля и воля» и «народная воля», был арестован, сослан, но бежал за границу. в философских работах («практическая философия гегеля», 1859; «механическая теория мира», 1859; «очерки вопросов практической философии», 1860; «задачи позитивизма и их решение», 1886; «важнейшие моменты в истории мысли», 1899) полагал, что предметом философии является человек как единое нераздельное целое; материальный мир существует, но в суждениях о нем человек не может выходить за пределы мира явлений и человеческого опыта. поэтому материализм представляет собой разновидность умозрительного, метафизического верования, в лучшем случае – гипотезу. здесь проявилось воздействие на лаврова идей канта и позитивизма. в социологии («исторические письма», 1869) разрабатывал понятия культуры и цивилизации. если культура общества, по лаврову, – это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация – сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. носителями цивилизации являются «критически мыслящие личности». мера критической просветленности человеческого нравственного сознания выступает как критерий общественного прогресса, состоящего в увеличении сознания личности и солидарности между личностями.
|
|
Материальный, русский
(от лат. material) 1) вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания; противоположность – формальный. 2) телесный, вещный; противоположность – имматериальный.
Материализм, русский
- Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).
- (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).
- (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).
Разновидность, русский
- Разновидность, видоизменение, вариант, вариация; разночтения, версия. , вариант
- , в биологии - таксономическая категория (ранг) ниже подвида в систематике растений. разновидность - группа особей, отличающихся от типичных для вида особей какими-либо второстепенными признаками (характером роста, окраски).
Воздействие, русский
- Воздействие, противодействие, реакция. , влияние
- В психологии – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. выделяются:
- A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением нормативное (базовое) значение воздействия основное характерное числовое значение воздействия.
- A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию (прямое воздействие); б) деформации или напряжения, вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением (непрямое воздействие).
Цивилизация, русский
- Цивилизация , образование
- Культура, определенная ступень общественного развития.
- Уровень общественного развития, качест-венный уровень культуры.
- (от лат . civilis - гражданский, государственный),..1) синоним культуры...2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) ступень общественного развития, следующая за варварством (л. морган, ф. энгельс)...4) в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.
- (от лат. civis гражданин) – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно технико-механического культуре как царству органически-жизненного, и утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. в настоящее время цивилизация – это то, что дает «комфорт», это – удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом (см. техника), что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным.
|
Лакомб, русский
- (lacombe) поль (род. 1833, париж – ум. 17 июля 1919, ланжер) – франц. исследователь истории; представитель философии, родственной с философией тэна, стремился превратить историю в точную науку. осн. произв.: «de phistoire consideree comme science», 1894; «la guerre et l`honneur», 1900; «taine, histoiren et soziologue», 1909.
- (lacombe) клер (1765-?) , глава французского общества революционных республиканок (1793), боровшегося за равноправие женщин. принадлежала к "бешеным".
Лавелль, русский
(lavelle) луи (род. 15 июля 1883 – ум. 1 сент. 1951, паррак, юго-за,падная франция) – франц. философ; с 1941 – профессор в коллеж де франс. исходным пунктом для него были учения мэн де бирана, лейбница и шеллинга; близко стоял к неотомизму. из бытия, которое в сущности есть бог, вытекают все способы участия в нем; существование есть чистая возможность – и именно возможность участия в бытии; действительность есть бытие данного существования, она – явление и объект. этим трем осн. онтологическим категориям соответствуют три аксиологические: добро, ценность, идеал. осн. произв.: «de l`etre», 1927; «la dialectique de l`eternel present», 1927 – 1945; «la presence totale», 1934; «de l`acte», 1937; «la parole et l`ecriture», 1942; «la philosophic francaise entre les deux guerres», 1942; «du temps et de reternite», 1945; «introduction a l`ontologie», 1947; «les puissances du moi», 1948; «de l`дme humaine», 1951; «tratte des valeurs», 1951-1955.
|
|
|
|
|
|
|