Глоссарий





Новости переводов

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Лавров п

Глоссарий по философии
    Етр лаврович (род. 2 июня 1823, с. мелехово, псковской губ. – ум. 25 янв. 1900, париж) – рус. философ и социолог, публицист, идеолог «народничества». принимал участие в работе подпольных революционных организаций «земля и воля» и «народная воля», был арестован, сослан, но бежал за границу. в философских работах («практическая философия гегеля», 1859; «механическая теория мира», 1859; «очерки вопросов практической философии», 1860; «задачи позитивизма и их решение», 1886; «важнейшие моменты в истории мысли», 1899) полагал, что предметом философии является человек как единое нераздельное целое; материальный мир существует, но в суждениях о нем человек не может выходить за пределы мира явлений и человеческого опыта. поэтому материализм представляет собой разновидность умозрительного, метафизического верования, в лучшем случае – гипотезу. здесь проявилось воздействие на лаврова идей канта и позитивизма. в социологии («исторические письма», 1869) разрабатывал понятия культуры и цивилизации. если культура общества, по лаврову, – это среда, данная историей для работы мысли, то цивилизация – сознательное начало, обнаруживаемое в прогрессивной смене форм культуры. носителями цивилизации являются «критически мыслящие личности». мера критической просветленности человеческого нравственного сознания выступает как критерий общественного прогресса, состоящего в увеличении сознания личности и солидарности между личностями.




Материальный, русский
    (от лат. material) 1) вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания; противоположность – формальный. 2) телесный, вещный; противоположность – имматериальный.


Материализм, русский
  1. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).

  2. (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).

  3. (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).


Разновидность, русский
  1. Разновидность, видоизменение, вариант, вариация; разночтения, версия. , вариант

  2. , в биологии - таксономическая категория (ранг) ниже подвида в систематике растений. разновидность - группа особей, отличающихся от типичных для вида особей какими-либо второстепенными признаками (характером роста, окраски).


Воздействие, русский
  1. Воздействие, противодействие, реакция. , влияние

  2. В психологии – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. выделяются:

  3. A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением нормативное (базовое) значение воздействия основное характерное числовое значение воздействия.

  4. A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию (прямое воздействие); б) деформации или напряжения, вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением (непрямое воздействие).


Цивилизация, русский
  1. Цивилизация , образование

  2. Культура, определенная ступень общественного развития.

  3. Уровень общественного развития, качест-венный уровень культуры.

  4. (от лат . civilis - гражданский, государственный),..1) синоним культуры...2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) ступень общественного развития, следующая за варварством (л. морган, ф. энгельс)...4) в некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

  5. (от лат. civis гражданин) – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно технико-механического культуре как царству органически-жизненного, и утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. в настоящее время цивилизация – это то, что дает «комфорт», это – удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом (см. техника), что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным.


Лакомб, русский
  1. (lacombe) поль (род. 1833, париж – ум. 17 июля 1919, ланжер) – франц. исследователь истории; представитель философии, родственной с философией тэна, стремился превратить историю в точную науку. осн. произв.: «de phistoire consideree comme science», 1894; «la guerre et l`honneur», 1900; «taine, histoiren et soziologue», 1909.

  2. (lacombe) клер (1765-?) , глава французского общества революционных республиканок (1793), боровшегося за равноправие женщин. принадлежала к "бешеным".


Лавелль, русский
    (lavelle) луи (род. 15 июля 1883 – ум. 1 сент. 1951, паррак, юго-за,падная франция) – франц. философ; с 1941 – профессор в коллеж де франс. исходным пунктом для него были учения мэн де бирана, лейбница и шеллинга; близко стоял к неотомизму. из бытия, которое в сущности есть бог, вытекают все способы участия в нем; существование есть чистая возможность – и именно возможность участия в бытии; действительность есть бытие данного существования, она – явление и объект. этим трем осн. онтологическим категориям соответствуют три аксиологические: добро, ценность, идеал. осн. произв.: «de l`etre», 1927; «la dialectique de l`eternel present», 1927 – 1945; «la presence totale», 1934; «de l`acte», 1937; «la parole et l`ecriture», 1942; «la philosophic francaise entre les deux guerres», 1942; «du temps et de reternite», 1945; «introduction a l`ontologie», 1947; «les puissances du moi», 1948; «de l`дme humaine», 1951; «tratte des valeurs», 1951-1955.