Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Новалис

Глоссарий по философии
  1. (novalis), псевдоним фридриха фон гарденберга (род. 2 мая 1772, обервидерштедт, близ геттинштедта, саксония – ум. 25 марта 1801, вайсенфельс) – нем. поэт и философ. во «фрагментах» (1802) на основе романтики и христианства новалис пытался обосновать философию «магического идеализма», проповедующую полярность, динамическое равновесие реальности, идеи и фантазии в каждом человеке и равновесие между человеком и миром. отдельные произв. новалиса изданы в рус. пер.: «фрагменты», 1914; «ученики в саисе» в сб. «нем. романтическая повесть», т. 1, 1935.

  2. (novalis) (наст . имя и фам. фридрих фон харденберг, hardenberg) (1772-1801), немецкий поэт и философ. представитель йенского кружка романтиков. высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и взаимоперехода всех вещей ("магический идеализм"). философские фрагменты, лирический цикл "гимны к ночи" (1800), "духовные песни", незаконченный роман "генрих фон офтердинген" (опубликован 1802).


Novalis, русский



Обосновать, русский

Полярность, русский
  1. (от греч. polos – небесный свод над полюсами) – противоречивое отношение, развитие сущности в двух противоположных, но тем не менее взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях; также первонапряжение. мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире в яркой форме представлена у гёте, романтиков и особенно у шеллинга.

  2. , в биологии - ориентация в пространстве морфологических процессов и структур организмов, приводящая к возникновению морфофизиологических различий на противоположных концах (или сторонах) клеток, тканей, органов и организма в целом. напр., у семенных растений полярность проявляется уже в зиготе и зародыше, где формируются 2 полярно противоположных органа - листовая почка и корень.


Динамическое, русский

Равновесие, русский
  1. Согласно ж. пиаже, – установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции и аккомодации при развитии интеллектуальном ребенка.

  2. Согласно ж. пиаже, – установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции и аккомодации при развитии интеллектуальном ребенка.

  3. Состояние сбалансированности, при котором отсутствуют тенденции к изменениям. см. неравновесие

  4. Динамические условия физического, химического, механического или атомного баланса.

  5. Состояние системы, когда одни воздействия на нее компенсируются другими или отсутствуют вообще.


Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Диалектики, русский
    – те, кто опытен в искусстве диалектики; далее – мегарики, также представители одного из направлений в схоластической философии 11 в. (беренгар турский и др.), которые подчиняли теологию своему формально-логическому искусству диспутов и доказательств и в результате оказались в противоречии с церковью; а также те, кто применяет диалектический метод гегеля. в отрицательном смысле – те, кто опытен в словесных увертках, ловко оперирует понятиями.


Полярности, русский

Магический, русский

Лирический, русский

Незаконченный, русский

Опубликован, русский

Гарденберг, русский
    (харденберг) (hardenberg) карл (1750-1822) , князь, государственный канцлер пруссии в 1810-22. в 1804-06 и 1807 министр иностранных дел. продолжал реформы г. штейна (см. штейна - гарденберга реформы).


Новиков н, русский
    Иколай иванович (род. 1744 – ум. 1818) – рус. просветитель, социальный мыслитель, журналист, издатель. верил в сотворение мира богом и в бессмертие души. в центре его философских воззрений были проблема человека и нравственные вопросы. каждый человек, по новикову, должен прежде всего содействовать благу сограждан, отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. путь же к его совершенствованию, к высшей нравственности лежит через знание; невежество – причина всех человеческих бедствий и заблуждений. пытался вести активную просветительскую деятельность в тогдашней крепостнической россии, печатая разного рода журналы, а в них публикуя переводы трудов вольтера, дидро, монтескье, руссо и др. франц. просветителей. как и у них, его идеалом была просвещенная монархия, не допускающая «рабского состояния» людей и заботящаяся о «приращении» художеств и наук. несмотря на весьма умеренный характер его просветительства, с ним расправились крайне жестоко, заключив без суда в шлиссельбургскую крепость.


Ницше, русский
  1. (nietzsche) фридрих (род. 15 окт. 1844, реккен, близ лютцена, саксония – ум. 25 авг. 1900, веймар) – нем. философ. дед и отец ницше были пасторами, отец его умер в 1849. свои первые стихи и соч. ницше написал в десятилетнем возрасте. в 1858 поступил в наумбургскую школу в пфорте. в 1864-1868 изучал филологию в бойне и лейпциге. уже в апр. 1869 благодаря рекомендации филолога ф. в. риталя он получил в базеле место профессора, которое в 1878 вследствие болезни вынужден был оставить. с 1871 состояние здоровья ницше все более ухудшалось, иногда ему приходилось переносить поистине адские страдания. его терзала мучительная болезнь глаз, ведущая к полной потере зрения. в декабре 1888 ницше был разбит параличом. вскоре у него наступило помрачение ума. его сестра элизабет фёрстер-ницше ухаживала за ним до самой его смерти и после этого взяла на себя заботу о наследии философа. ницше был человеком болезненным, необщительным и неловким. стыдясь своих недостатков, он старался держаться с преувеличенным достоинством. поскольку ницше был погружен лишь в мир порожденного им идеального образа человека (сверхчеловека) и обречен на одиночество, то в конце концов жизнь для него стала нереальной, иллюзорной и даже привела его к самообожествлению. в 1872 вышла первая книга ницше «рождение трагедии из духа музыки». его учитель ритчль и ульрих фон виламович-меллендорф сочли ее ненаучной и отвергли. в своих «несвоевременных рассуждениях», которые были написаны в 1873 – 1876, ницше обрушился на д. ф. штрауса и сторонников историзма, превознося в то же время шопенгауэра и рихарда вагнера. с вагнером он вскоре порвал. книга «веселая наука» (1882, окончательная редакция – 1886) непосредственно предшествовала знаменитому произв. ницше «так говорил заратустра» с подзаголовком «книга для всех и ни для кого» (i ч. – 1883, первое полн. издание – 1892). эту свою работу ницше считал «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». создавая это произв., «ницше весь был во власти чар, навеянных архетипом «древнего мудреца». он отождествлял себя с образом заратустры, воплотившего в себе сознание, вышедшее за пределы человеческих возможностей... в этом отождествлении слились в удивительно тесную связь судьба ницше и его определенная философская концепция» (fr. seifert, с. g. jungs, lehre von unbewuяten und den archetypen, в «universitas», ix, 8, 1954). своим осн. программным произв. ницше предполагал сделать книгу 4 воля к власти» (попытка «переоценки всех ценностей»), но оставил лишь массу заметок и афоризмов, созданных в процессе ее подготовки. этот материал, изданный э. фёрстер-ницше и п. гастом, появился в 1906 под общим названием «воля к власти». значительное влияние на ницшеанскую философию оказали волюнтаристская метафизика шопенгауэра и дарвиновский закон борьбы за существование. отправляясь от этих учений, ницше стремился создать идеал нового человека, сверхчеловека, призванного уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. его философия должна была занять место того философского нигилизма, приближение которого он видел. борясь против христианства, ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль» – во всяком случае, ему известен лишь «инфантильный, поэтический образ христа, наделенный сентиментальной мягкостью и пассивностью» (г. зигмунд). он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой, и против плебса, угрожавшего, как он полагал, всему благородному и возвышенному. ницшеанская модель сверхчеловека есть не что иное, как образ человека – господина эпохи возрождения, воплотившегося, напр., в лице чезаре борджа (1475 – 1510). метафизический лейтмотив ницшеанства имеет следующее содержание: все существующее, в т. ч. и человеческое познание, есть только форма проявления воли к власти; никакого абсолютного бытия нет: бытие – это становление, но не беспрестанное возникновение нового, а лишь «вечный круговорот» всего того, что в прошлом уже повторялось бесконечное число раз («вечные песочные часы бытия снова и снова оказываются перевернутыми»); идентичное, неизменное я – такая же фикция, как и истинное бытие. для современной экзистенциалистской философии важно также и следующее положение (из работы «шопенгауэр как воспитатель»): «человек, который не хочет слиться с толпой, должен прежде всего отбросить свою лень и следовать голосу своей совести, взывающей к нему: «будь самим собой. все, что ты теперь думаешь и делаешь, к чему стремишься, – все это не ты!» в противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону» («несвоевременные размышления». м., 1906). этот манекен, мыслящий лишь по общему шаблону, и есть нечто безличное, man в философии хайдеггера. несомненно, ницше был выдающимся критиком и писателем, создавшим новые языковые формы, виднейшим мастером афоризма, крупнейшим эссеистом и поэтом. но понимание философии ницше затрудняет софистическая форма, в которую она облечена, «у ницше нельзя искать никакого покоя, в его философии нет ни окончательной истины, ни положений, которые просто можно принять на веру... ницше может правильно понять лишь тот, кто предварительно уже получил систематическую теоретическую выучку, кто приобрел точность мышления и настойчивость. философствовать вслед за ницше – значит постоянно утверждать себя в противовес ему» (ясперс). собр. соч. ницше вышло в 1905-1913 в 19 тт. (рус. пер.: поли, собр. соч., м., 1910 и следующие).

  2. (nietzsche) фридрих (1844-1900) , немецкий философ, представитель философии жизни. профессор классической филологии базельского университета (1869-79). испытал влияние а. шопенгауэра и р. вагнера. творческая деятельность ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. в "рождении трагедии из духа музыки" (1872) противопоставил два начала бытия - "дионисийское" (жизненно-оргиастическое) и "аполлоновское" (созерцательно-упорядочивающее). в сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм ("по ту сторону добра и зла", 1886). в мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("так говорил заратустра", 1883-84; "воля к власти", опубликовано 1889-1901) сочетался у ницше с романтическим идеалом "человека будущего".