Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Психологическое тестирование

Глоссарий по философии
    – систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. ситуациях. тесты подразделяются на три осн. категории. тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях. вторая категория – тесты достижений – оценивают достигнутый уровень академических или интеллектуальных возможностей. школьные экзамены, количественно измеряющие знания ученика, также входят в эту группу. третьей осн. категорией являются тесты личности. они часто используются в клинической психологии и психиатрии для диагностики психических нарушений. следует учитывать, что при психологическом тестировании психологические характеристики и интеллект не поддаются прямому измерению и их оценки должны выводиться из поведенческих проявлений. необходимость делать выводы является компонентом любого психологического тестирования. главным критерием ценности любого теста является его валидность, т.е. степень точности измерения того показателя, который исследуется с его помощью. эмпирическая, или предсказательная, валидность теста определяется с помощью сравнения его результатов с поведенческими показателями испытуемого в соответствующих ситуациях. наибольшие трудности представляет валидизация тестов личности. любое предполагаемое личностное качество, лежащее в основе поведения индивида, называется конструктом. если испытуемые, имеющие высокие и низкие показатели при тестировании данного конструкта, по-разному ведут себя в сходных ситуациях, то тест обладает конструктной валидностью. тесты также оцениваются по их надежности: тест считается надежным, если результаты, показанные испытуемым при повторениях тестирования, оказываются сходными. надежность может зависеть от исследователя, оценивающего выполнение теста, время проведения тестирования, несоответствие содержания теста исследуемой области. методики и категории тестирования различны. открытые тесты, предполагающие широкий диапазон возможных ответов, типичным примером которых является тест-эссе, дают испытуемому больше свободы. к таковым относятся проективные тесты, где интерпретируются ответы испытуемых на неоднозначные стимулы. закрытый тест, предполагающий единственный набор правильных ответов, как и тест с выбором ответов из заранее определенных вариантов, считается полностью объективным. тесты, требующие короткого или однословного заполнения пропуска в предложении, сочетают элементы открытых и закрытых тестов. поведенческие тесты (напр., для определения координации движений в раннем детстве) требуют от испытуемого др. форм активности. скорость и сила (способность достигать результата независимо от времени) представляют собой факторы, учитываемые при составлении тестов; в большинстве случаев требуется их сочетание. др. типы тестирования – метод шкалирования, при котором значения стимула расположены на линейной (прямой) шкале, где отражаются, напр., установки, оценки качества, предпочтения, уровни признаков или свойств; метод наблюдения психолога за испытуемым в лишенных сценария драмах, называемых социодрамами, или психодрамами, что дает возможность судить о личностных характеристиках; метод применения стандартизованных тестов, которые дают возможность сравнения реакции испытуемого с нормой. разнообразные тесты были разработаны для выделения и измерения различных качеств интеллекта. англ, психолог чарлз э. спирмен предложил теорию единственного общего фактора интеллекта, лежащего в основе всех умственных действий. джой пол гилфорд, напротив, создал модель, включающую 120 различных факторов интеллекта. индивидуальные показатели по некоторым подобным тестам широко используются в целях профессиональной ориентации, отбора персонала и определения его профессиональной пригодности. см. также глубинная психология, ассоциативный тест.




Психологическая атмосфера общения, русский
    Характеристика конструктивного, позитивного эмоционального настроя членов группы, позволяющая качественно выполнять поставленные задачи. -р-


Психологическая война, русский

Психологическая операция 163, русский

Психологическая помощь / поддержка, русский

Психологическая травма, русский

Психологическая школа права, русский
  1. Одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже xx в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. представители п.ш.п.: г.тард(франция),л. кнапп. а. бирлинг, э. ленинг (германия), росс. р. вест. п. сорокин и др.

  2. , направление в науке права, сложившееся в кон. 19 - нач. 20 вв. представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). рассматривали право как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов. крупнейший представитель - л. и. петражицкий.


Психологический, русский

Психологический барьер, русский
    Барьер, возникающий между пользователем и новой системой, вызываемый, как правило, боязнью трудностей при переходе на новую систему, неизвестностью того, будет ли она лучше старой системы


Психологический контракт, русский

Психологический отбор юристов, русский
    Один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата требованиям специальности. в настоящее время осуществляется главным образом в правоохранительных органах (мвд, прокуратура. фсб и др.), а также в ряде вузов юридического профиля. в законодательстве рф критерии, процедуры и методы п.о.ю. практически не регламентированы. в нем задается лишь возможность его практического использования. так, согласно закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 "о прокуратуре российской федерации" на должности следователя, прокурора могут быть назначены "граждане российской федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности". более детально же п.о.ю. в каждом ведомстве регламентируется подзаконными актами.


Тестирование, русский
  1. Метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу значений. применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень ра

  2. Метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу значений. применяется для стандартизованного измерения различий индивидуальных. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.

  3. Применение тестов при проверке эвм и ее программного обеспечения; выполнение действий, предусмотренных тестом. технико-экономическое обоснование защиты информации - определение оптимального объема организационных и технических мероприятий в составе системы защиты информации на объекте, необходимого для достижения цели защиты. при проведении исследований по технико-экономическому обоснованию следует исходить из того, что стоимость затрат на создание системы защиты информации на объекте не должна превышать стоимость защищаемой информации. в противном случае защита информации становится нецелесообразной.

  4. Этап проверки работоспособности нейронной сети, в течение которого на вход сети подаются данные, которые не были использованы в процессе обучения, но входные эталоны для которых известны, что позволяет оценить выходную погрешность обученной нейронной сети. в процессе тестирования весовые коэффициенты нейронной сети не изменяются.

  5. Проверка выполнения требований к системе, при помощи наблюдения за ее работой в конечном наборе специально выбранных ситуаций.

  6. Эмпирический метод исследования, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тес- тов (от английского test – задача, проба). тесты обычно задаются испытуемым либо в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо в виде каких-либо краткосрочных практических работ испытуемых, например квалификационных пробных работ в профессиональном образовании, в экономике труда и т.п. тесты различаются на бланочные, аппаратурные (например, на компью- тере) и практические; для индивидуального применения и груп- пового. [98]. техника (от др.-греч. искусство, мастерство, умение): 1) совокупность искусственных материальных средств че- ловеческой деятельности, т.е. различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготов- ляемых человеком для удовлетворения потребностей. 2) совокупность методов и приемов, применяемая в какой- либо деятельности, например, педагогическая техника, техника доказательства в математике и т.п. [10].


Тестирование линии, русский

Тестирование основной взаимосвязи, русский

Тестирование по английскому как второму, русский

Тестирование по естественным наукам для, русский

Тестирование по общественным наукам для, русский

Тестирование по чтению, математике и, русский

Тестирование поведения, русский

Тестирование программы, русский

Тестирование температуры вспышки в открытом тигле, русский

Применение, русский
    Применение , в применении


Определение, русский
  1. Определение , приговор

  2. 1. установление, выяснение; 2. объяснение, раскрывающее содержание или смысл чего-либо; 3. форма решения суда первой инстанции.

  3. Постановление суда или арбитражного суда первой инстанции или судьи, которыми дело не разрешается по существу. о. постановляются судом или судьей в совещательной комнате. при разрешении несложных вопросов суд или судья может вынести о. после совещания на месте, не удаляясь в совещательную комнату. такое о. заносится в протокол судебного заседания. о. оглашаются немедленно после их вынесения. в о. должны быть указаны: время и место вынесения о.; наименование суда, вынесшего о., состав суда и секретарь судебного заседания: лица, участвующие в деле, и предмет спора; вопрос, по которому выносится о.: мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался; постановление суда; порядок и срок обжалования о.

  4. – понятие, по содержанию и объему отграниченное от др. понятий. определение понятий называется детерминацией. определение человека есть цель и смысл его бытия. взгляд, согласно которому воля человека в каждом случае определена (обусловлена) причинной зависимостью, называется детерминизмом. определенность сущего состоит в том, что в нем может быть (категориальная определенность) высказано (см. категория); если сущее дано в его наглядности, то определенность сущего означает то же самое, что устойчивость, ясность понимания его и ограничение данности. к определяющим моментам сущего относится все то, что составляет его определенное бытие. если все определяющие моменты сущего собраны вместе, то сущее из модуса возможного бытия переходит в модус действительного бытия. пример: определяющие моменты параллелограмма суть то, что 1) параллелограмм образуется из прямых линий, 2) он есть четырехугольник, 3) противолежащие стороны его параллельны. определяющий момент уже создает возможность для образования параллелограмма, затем эта возможность увеличивается с увеличением возможности, она превращается в действительность параллелограмма.

  5. (дефиниция) ,..1) установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных (номинальное определение) или путем включения в контекст знакомых слов (контекстуальное определение), или явного формулирования равенства (явное, или нормальное, определение), в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые термины...2) уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика (реальное определение)...3) введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов данных и уже известных. в последнем случае определение принимает вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или "шагов перехода" (шагов индукции) от явно определенного и известного к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные определения).

  6. Уточнение содержания используемых понятий, один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании.

  7. Пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в краткой повествовательной форме.


Характеристики, русский
    Характеристики (сварочных) электродов


Необходимость, русский
  1. Необходимость , нужда, обязанность , по необходимости, поставить в необходимость, создать необходимость

  2. – философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. так, напр., сущее в себе еще не является необходимым (см. ничто), но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) «живое», напр. организм, переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи (как правило, для многих др. вещей). эта цепь начинается с мыслимого как наиболее всеобщего и оканчивается мыслимым как наиболее индивидуальным. необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие – к наличному бытию; см. всеобщее, индивидуация. логически необходимой называют мысль, которая не может быть заменена никакой другой, в противном случае должно возникнуть противоречие этой новой мысли с уже данными предпосылками (см. постулат). реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.


Валидность, русский
  1. Одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

  2. См. достоверность.

  3. Полное соответствие неким стандартам или соответствие результата изначально поставленным задачам

  4. (англ.validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. в частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики


Психология как наука о духе, русский
    – основанное дильтеем направление в психологии, исследующее душевную подоплеку истории духа и культуры и пытающееся «понять» структуру человеческой личности и ее действий, а не объяснить ее из душевных элементарных составных частей согласно естественно-научным законам. ведь личность никогда не рассматривается непосредственно, а всегда через формы ее проявления, через ее психическое и духовное выражение. объективные результаты деятельности духовной личности (которые являются предметом наук о духе) учат понимать субъективные жизненные связи. при этом фактическое понимание связано с пониманием личности посредством внутренне родственных «структур». типам переживаний в плане объективных связей между результатами действий соответствуют определенные формы жизни, на которых основаны типы личностей. психология как наука о духе представлена прежде всего э. шпрангером, т. литтом, к. ясперсом и др., но ее метод все больше переходит в метод общей психологии, в особенности потому, что она ставит своей задачей исследование высших психических функций.


Психологизм, русский
  1. – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., в. вундт). психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. противоположность – антипсихологизм.

  2. , в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (г. тард, ч. кули, дж. мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.