Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Учение о слоях

Глоссарий по философии
    – понимание действительности как порядка «слоев бытия». аристотель различал 5 «слоев»: низшая – материя (hyle), высшая – дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. в этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства (образ всадника и лошади). «всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. и подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших» (н. гартман). так, напр., имеется слой неорганического с категориальным комплексом, группирующимся вокруг понятия материи с детерминационным типом каузальности. этот слой является носителем органического слоя, в котором вновь возрождаются категория материи и каузальная детерминированность, но они видоизменяются благодаря специфически новому качеству категории живого; на детерминационный тип низшего слоя наслаивается детерминационный тип целесообразности. слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому; растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой «категориальной» свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему, следовательно, в данном случае слой духовного по сравнению со слоем душевного. э. ротхаккер развивает психологическое учение о слоях, различая внутри цельной личности три главных слоя: 1) вегетативную и животную жизнь во мне; 2) мое оно, определенное прежде всего стремлениями и чувствами; 3) мое собственное, мыслящее, самосознающее я. в этих слоях, которые необходимо рассматривать как центры органически-душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в слоях бытия.




Аристотель, русский
  1. Известнейший древнегреческий философ, разработав-ший в своих книгах «риторика» и «поэтика» основные понятия грамматики, такие, как предложение, часть речи

  2. (384-322 гг. до н.э.) - один из наиболее известных древнегреческих мыслителей, философ и ученый, энциклопедист, основатель перипатетической школы. ученик и критик платона.

  3. (384-322 до н . э.), древнегреческий философ. учился у платона в афинах; в 335 основал ликей, или перипатетическую школу. воспитатель александра македонского. сочинения аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. основоположник формальной логики. создатель силлогистики. "первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтелехия). колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "ум", разум, отличает человека от животного. центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). человек - существо общественное. наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). основные сочинения: логический свод "органон" ("категории", "об истолковании", "аналитики" 1-я и 2-я, "топика"), "метафизика", "физика", "о возникновении животных", "о душе", "этика", "политика", "риторика", "поэтика". см. аристотелизм.


Собственный, русский
    Собственный , личный, принадлежащий , видеть собственными глазами, дойти собственным умом, по собственной воле, по собственному побуждению, с сознанием собственного достоинства


Категориальный, русский

Свойственный, русский
    Свойственный , естественный, отличительный, принадлежащий


Учение о характере,, русский
    Характерология – учение о формировании и сущности характера и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности); родоначальником учения о характере следует считать юлиуса банзена. это учение ставит себе целью объяснить характер, т.е. индивидуальные особенности, человека. учение о характере использует описание физического облика человека вместе с учением о выражении и исследованием конституции человека. обобщением получаемых результатов занимается типология. образование характера есть сознательный либо бессознательный процесс самоформирования (психогенетическая теория), вызываемый половым чувством, моментами его вытеснения и сублимации (фрейд) или же честолюбивыми и властолюбивыми побуждениями (адлер, юнг). с точки зрения психологической теории формирование характера определяется наследственными физическими данными, составляющими основу психического (наследственность). в настоящее время учение о характере рассматривается как часть антропологии, которая изучает развитие характера и его значение для формирования личности в целом. первое систематическое научное изложение учения о характере дал л. клагес; развил и углубил его ф. лерш.


Учение о порядке,, русский
    Наука о порядке – введенное в.ф. оствальдом, x. дришем и амер. философом райсом обозначение логики в самом широком смысле общего учения о предметах.