Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Кастанеда

Глоссарий терминов общей лексики
    (castaneda) карлос (р . 1935), американский антрополог и писатель. родился в бразилии. с 1962 в калифорнийском университете (лос-анджелес). долгое время жил среди мексиканских индейцев племени яки, изучая искусство шаманов. о своем пути к "тайному знанию" рассказал в многочисленных беллетристических произведениях, в т. ч. "учение дона хуана: путь к познанию индейцев яки" (1968), "особая реальность: феноменология специального согласия" (1971), "сила тишины: очередной урок дона хуана" (1987).


Castaneda, русский



Американский, русский
    ~ black chamber "американский чёрный кабинет" (дешифровальное бюро, существовавшее с 1917 по 1929 г. при государственном департаменте сша)


Антрополог, русский

Реальность, русский
  1. Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

  2. (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

  3. (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.


Феноменология, русский
  1. (греч., букв. учение о феноменах) – учение о явлении. феноменология означает: 1) у канта – учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о вещи-в-себе; кант употребляет свово «феноменология» в своей работе «metaphysische anfangsgrьnde der naturwissenschaft»; в его трех «критиках» оно не встречается; 2) у гегеля («феноменология духа») – это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредственности – через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, nkykh, философии – к абсолютному знанию; 3) у брентано и его школы – то же, что и «описательная психология»; 4) у штумпфа – анализ чувственного содержания и образов памяти, проникающий вплоть до последних компонентов; 5) у н. гартмана – непредвзятое выявление и описание феноменов (данного) как первая ступень систематирующей работы мысли, за которой следуют вторая и третья ступени – апоретика (проблематика) и теория; 6) у гуссерля – исследование значения и смысла, наука о сущностях (см. эйдос), которая, подобно геометрии, может иметь дело только с чистыми «эссенциями», сущностями, но не с реальными «экзистенциями», вещами, фактами, сведения о которых намеренно исключены, «заключены в скобки» (см. эпоха). вернее, у гуссерля феноменология есть не учение о самой сущности, а наука о созерцании сущности, о сознании, созерцающем сущность. важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность (см. интенция), т.е. сознание есть сознание о чем-либо. в самой сущности переживания не заключено не только того, что оно представляет собой, но также и того, что в нем мыслится, в каком определенном и неопределенном смысле оно является сознанием, одним словом, что оно «полагает». реальностью обладает отнюдь не то, что является самостоятельным, но только интенциональное, основанное, являющееся. «сущность», которая имеет значение для целого ряда «индивидов» (индивидуальных данностей), объединяет, образует целую «область» индивидов, принадлежащих к соответствующей «сущности», т.е., напр., то, что утверждается о сущности «общности», имеет значение для всех действительных общностей. последняя (абстрактнейшая, чисто формальная) всеобщность сущностей образует «областьдля-себя», исследование которой составляет конечную задачу феноменологии. принцип mathesis universalis в логике, математике, теории множеств и отношений постигается в себе, что может проложить для науки путь к «самим вещам». феноменология гуссерля представляет собой наряду с философией жизни, экзистециализмом, онтологией одно из четырех крупнейших направлений, определяющих развитие современной философии. метод гуссерля занимает место естественной природной установки человека по отношению к тому, что встречается ему в жизни, – установки, которая является скрытым или явно выраженным предположением о возможности существования микрокосмоса. феноменология хочет расчистить тот путь к явлениям, который при «природной» установке заполнен предрассудками о являющемся. сознание, освобожденное от всех человеческих установок, является полаганием мира, т.е. прямой направленностью на данное, на «мир», который, однако, необходимо понимать не как микрокосмос, а как коррелят сознания, при котором этот мир является только пунктом соотнесения направленности сознания на предмет «интенциональности». в феноменологии «сознание становится чистым сознанием». существование предметов благодаря «интенциональному переживанию» познается `в ходе созерцания, при помощи смутных представлений, осмысления, оценки, в ходе практических действий; участие субъекта в этих процессах сознания сначала не интересует феноменологию. мир превращается в «феномен мира». в этом смысле феноменология является наукой о конструировании мира (таким, каким он имеет значение сущего для человека, обладающего феноменологической установкой), о структуре бытия, которое для такого человека имеет значение идеальной предметности. это конструирование и эта структура осуществляются в чистых переживаниях сознания, создающих смысл и «полагающих» его, т.е. в «интендированных» образах. гуссерль считает свою феноменологию осн. наукой философии вообще; и действительно, как метод она оказала огромное влияние на развитие философии, в частности экзистенциализма, онтологии и логистики.

  2. (греч ., букв. - учение о феноменах),..1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (и. г. ламберт, и. кант), как учение о становлении философии, историческом исследовании форм сознания ("феноменология духа" гегеля), как часть психологии, описывающая психические феномены (ф. брентано, а. мейнонг)...2) идеалистическое философское направление, принципы которого в нач. 20 в. сформулировал э. гуссерль; задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания - интенциональности (т. е. направленности на предмет). феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии.


Castaneda, русский

Кастальский источник, русский
    , родник на горе парнас, близ дельф в греции. в др. греции почитался как священный ключ аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам.