|
|
|
|
|
|
|
|
|
Leonardo da vinci
Общая лексика |
|
Леонардо да винчи, русский
- (leonardo da vinci) (1452-1519) , итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам высокого возрождения. в росписи "тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря санта-мария делле грацие в милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете моны лизы (т. н. "джоконда", ок. 1503). многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).
- (leonardo da vinci) (15 апреля 1452 , винчи близ флоренции - 2 мая 1519, замок клу, близ амбуаза, турень, франция), итальянский художник, ученый, инженер и философ. родился в семье богатого нотариуса. сложился как мастер, обучаясь у андреа дель верроккьо (1467-72). методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом п. тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного леонардо. в ранних произведениях (голова ангела в "крещении" верроккьо, после 1470, "благовещение", около 1474, оба в уффици, "мадонна бенуа", около 1478, эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. в "поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. на службе у правителя милана лодовико моро (с 1481) леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. свыше 10 лет он работает над монументом франческо сфорца, отца лодовико моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. "мадонна в скалах" на этот период приходится творческий расцвет леонардо-живописца. в "мадонне в скалах" (1483-94, лувр; второй вариант - 1487-1511, национальная галерея, лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "тайная вечеря" в трапезной монастыря санта-мария делле грацие леонардо создает роспись "тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. занимаясь также архитектурой, леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; мантуя и венеция - 1500; милан - 1506, 1507-13; рим - 1513-16). с 1517 живет во франции, куда был приглашен королем франциском i. "битва при ангьяри". джоконда (портрет моны лизы) во флоренции леонардо работает над росписью в палаццо веккьо ("битва при ангьяри", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. в наиболее известной картине леонардо, портрете моны лизы (так называемой "джоконды", около 1503, лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. поздние картины к поздним произведениям леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу тривульцио (1508-12), роспись "св. анна с марией и младенцем христом" (ок. 1500-07, лувр). в последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. последняя картина леонардо, "св. иоанн креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности: юный предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. в серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, королевская библиотека, виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию р. декарта представлениями о цикличности природных процессов. "трактат о живописи" важнейшим источником для изучения воззрений леонардо да винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "трактат о живописи", подготовленный после смерти леонардо его учеником ф. мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. для самого леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "живопись, - пишет леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница бога". изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному творцу. поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог". леонардо - ученый. технические проекты как ученый и инженер леонардо да винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. особое внимание леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. страсть к моделированию приводила леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. оптика собранные леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности вселенной. он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая землю "точкой в мироздании". изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. анатомия, ботаника, палеонтология в анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе". явив собою идеал ренессансного "универсального человека", леонардо да винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. в русской литературе портрет леонардо создан д. с. мережковским в романе "воскрешенные боги" (1899-1900).
|
Leonardo pisano, английский
Vinci, латинский
Vincire, латинский
Vincire [io, nxi, nctum], латинский
Vincire [io, nxi, nctus], латинский
Vincire, 4, латинский
Vincire, io, nxi, nctum, латинский
Vincire, nxi, nctum, латинский
|
Леонардо пизанский, русский
(leonardo pisano) (фибоначчи , fibonacci) (1180-1240), итальянский математик. в основном труде "книга абака" (1202) первым систематически изложил достижения арабской математики, чем способствовал знакомству с ними в зап. европе.
Леонардо да винчи, русский
- (leonardo da vinci) (1452-1519) , итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам высокого возрождения. в росписи "тайная вечеря" (1495-97, в трапезной монастыря санта-мария делле грацие в милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете моны лизы (т. н. "джоконда", ок. 1503). многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов).
- (leonardo da vinci) (15 апреля 1452 , винчи близ флоренции - 2 мая 1519, замок клу, близ амбуаза, турень, франция), итальянский художник, ученый, инженер и философ. родился в семье богатого нотариуса. сложился как мастер, обучаясь у андреа дель верроккьо (1467-72). методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом п. тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного леонардо. в ранних произведениях (голова ангела в "крещении" верроккьо, после 1470, "благовещение", около 1474, оба в уффици, "мадонна бенуа", около 1478, эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. в "поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. на службе у правителя милана лодовико моро (с 1481) леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. свыше 10 лет он работает над монументом франческо сфорца, отца лодовико моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. "мадонна в скалах" на этот период приходится творческий расцвет леонардо-живописца. в "мадонне в скалах" (1483-94, лувр; второй вариант - 1487-1511, национальная галерея, лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. "тайная вечеря" в трапезной монастыря санта-мария делле грацие леонардо создает роспись "тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. занимаясь также архитектурой, леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; мантуя и венеция - 1500; милан - 1506, 1507-13; рим - 1513-16). с 1517 живет во франции, куда был приглашен королем франциском i. "битва при ангьяри". джоконда (портрет моны лизы) во флоренции леонардо работает над росписью в палаццо веккьо ("битва при ангьяри", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. в наиболее известной картине леонардо, портрете моны лизы (так называемой "джоконды", около 1503, лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. поздние картины к поздним произведениям леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу тривульцио (1508-12), роспись "св. анна с марией и младенцем христом" (ок. 1500-07, лувр). в последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. последняя картина леонардо, "св. иоанн креститель" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности: юный предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. в серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, королевская библиотека, виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию р. декарта представлениями о цикличности природных процессов. "трактат о живописи" важнейшим источником для изучения воззрений леонардо да винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "трактат о живописи", подготовленный после смерти леонардо его учеником ф. мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. для самого леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "живопись, - пишет леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница бога". изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному творцу. поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог". леонардо - ученый. технические проекты как ученый и инженер леонардо да винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. особое внимание леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. страсть к моделированию приводила леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. оптика собранные леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности вселенной. он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая землю "точкой в мироздании". изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. анатомия, ботаника, палеонтология в анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе". явив собою идеал ренессансного "универсального человека", леонардо да винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. в русской литературе портрет леонардо создан д. с. мережковским в романе "воскрешенные боги" (1899-1900).
|
|
|
|
|
|
|