|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление и течение в искусстве
Общая лексика |
, понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенного времени. направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и связанная со своеобразным художественным стилем (напр., классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм). такое единство часто охватывает все или многие виды искусства, причем некоторые из них оказываются ведущими (музыка и лирика в романтизме). под течением обычно понимается более тесная группировка в пределах направления ("философское течение" в литературе русского романтизма 20-30-х гг. 19 в.). принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей.
|
|
Направление, русский
- Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ
- Referral
Классицизм, русский
- (от лат . classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. классицизм сложился в 17 в. во франции. в 18 в. классицизм был связан с просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - "высоких" (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и "низких" (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). в литературе (трагедии п. корнеля, ж. расина, вольтера, комедии мольера, поэма "поэтическое искусство" и сатиры н. буало, басни ж. лафонтена, проза ф. ларошфуко, ж. лабрюйера во франции, творчество веймарского периода и. в. гете и ф. шиллера в германии, оды м. в. ломоносова и г. р. державина, трагедии а. п. сумарокова и я. б. княжнина в россии) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. для театрального искусства (мондори, дюпарк, м. шанмеле, а. л. лекен, ф. ж. тальма, рашель во франции, ф. к. нейбер в германии, ф. г. волков, и. а. дмитревский в россии) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. в музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы ж. б. люлли во франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы к. в. глюка в австрии). архитектуре классицизма (ж. ардуэн-мансар, ж. а. габриель, к. н. леду во франции, к. рен в англии, в. и. баженов, м. ф. казаков, а. н. воронихин, а. д. захаров, к. и. росси в россии) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. изобразительное искусство (живописцы н. пуссен, к. лоррен, ж. л. давид, ж. о. д. энгр, скульпторы ж. б. пигаль, э. м. фальконе во франции, скульпторы г. шадов в германии, б. торвальдсен в дании, а. канова в италии, живописцы а. п. лосенко, г. и. угрюмов, скульпторы м. и. козловский, и. п. мартос в россии) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.
- Архитектурный стиль стран
Натурализм, русский
- (фр. naturalisme; от лат. naturalism – природный, естественный) – философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, эпикур, дж. бруно, гёте, романтизм, биологическое мировоззрение 19 в., философия жизни). по канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. в этике – это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, руссо, конт, маркс, ницше). в социологии – преобладающее или исключительное подчеркивание биологических факторов в качестве осн. образующих сил в истории, в развитии общества. о религиозном натурализме см. пантеизм. эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произв. было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного. натуралистический – в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе.
- , 1) направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления - э. золя; братья э. и ж. гонкур, а. хольц, г. гауптман, с. крейн, ф. норрис, к. лемонье - в литературе; а. антуан, о. брам - в театре). под воздействием позитивистских идей стремилось к "объективному" бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному. исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. идейно направление неоднородно: социально-критические, демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства. 2) нестрогое значение - копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.
- (франц . naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все внеприродное, "сверхъестественное". свойствен некоторым разновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) и одухотворенностью (пантеизм). в социологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв. (концепции "естественного человека", естественного общества, естественной морали, естественного права и т. п.).
Группировка, русский
- Группировка , порядок, соединение
- Структура логики. в психологию это понятие ввел в 1937 г. ж. пиаже в качестве одного из основных понятий своей концепции интеллекта операциональной. группировка считается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. в формально-логич
- Структура логики. в психологию это понятие ввел в 1937 г. ж. пиаже в качестве одного из основных понятий своей концепции интеллекта операциональной. группировка считается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. в формально-логическом плане группировка – это закрытая, обратимая система, где все операции подчиняются пяти формальным критериям:
- Распределение изучаемой совокупности объектов анализа на однородные группы по заданным признакам. цель группировки выделение однородных групп объектов анализа по интересующим исследовател
Направления, русский
Принадлежность, русский
- Принадлежность, аксессуар, атрибут, придаток, приправа, сдоба, сбоку припека. ср. обстановка. , атрибут , по принадлежности
- - чаще всего такое приспособление, как вертикальная накладная головка, долбежная накладная головка, делительная головка и делительный стол.
|
Направленный взрыв, русский
, взрыв, при котором окружающая среда (как правило, горная порода) перемещается в заданном направлении. различают взрывы на сброс (при наличии наклонной или вертикальной свободной поверхности) и взрывы на выброс (свободная поверхность горизонтальна). суммарная масса зарядов взрывчатых веществ может достигать нескольких тысяч т. применяют при строительстве каналов, вскрытии месторождений полезных ископаемых, создании мощных плотин и т. п.
Напорные воды, русский
, подземные воды, находящиеся под давлением, превышающим атмосферное. приурочены к водоносным горизонтам, залегающим между водоупорными пластами; при вскрытии устанавливаются выше водоупорной кровли.
|
|
|
|
|
|
|