Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Аналогия по форме



    Formübertragung, немецкий



    Аналогии опыта, русский
      – определяемые кантом в «критике чистого разума» принципы чистого рассудка, предшествующие всякому опыту; они имеют значение не как конститутивные, а просто как регулятивные.


    Аналогий / аналой, русский

    Аналогисты, русский
      Гуманитарное научное направление в античной философии, сторонники которого считали, что в языке господствует упорядоченность, признаком которой является аналогия, то есть сходство между однотипными языковыми формами


    Аналогический метод, русский

    Аналогично, русский

    Аналогичность, русский
      Аналогичность , аналогия, соответствие, сходство


    Аналогичные органы, русский
      , в биологии - сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение (напр., крыло птицы и бабочки, роющая конечность медведки и крота).


    Аналогичные цвета, русский

    Аналогичный, русский
    1. Аналогичный , подобный

    2. (от греч. analoges соответствующий логосу) – имеющий одинаковый смысл, соответствующий, подобный.


    Аналогичный; сходный; моделирующий;, русский

    Аналогия, русский
    1. Аналогия, аналогичность, соответствие, соотношение. ср. сходство. , соответствие, сходство

    2. Сходство между объектами в некоим отношении. использование аналогии в познании – основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. в их основе лежат образование и актуализация ассоциаций.

    3. В праве способ восполнения пробелов в действующем законодательстве путем применения: а)закона, регулирующего сходные общественные отношения (а. закона); б) общих начал и принципов правового регулирования соответствующей отрасли права или правового институ

    4. , в лингвистике - уподобление, вызванное влиянием одних элементов языка, образующих более продуктивную и более распространенную модель, на связанные с ними др. элементы языка. напр., русская форма родительного падежа единственного числа "сына" вместо старой формы родительного падежа "сыну" развилась под влиянием форм типа "стола", "раба".

    5. , в праве - разрешение судом какого-либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). как правило, допускается в исключительных случаях при разрешении гражданских, административных и трудовых дел.

    6. (греч . analogia - соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), - один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия бога из бытия сотворенного им мира.

    7. Сходство между объектами в некоим отношении. использование аналогии в познании – основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. рассуждения по аналогии нередко приводили к научным открытиям. в их основе лежат образование и актуализация ассоциаций. возможен и целенаправленный поиск аналогии. задания на установление аналогии входят в содержание психодиагностических обследований. затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут быть показателем недостаточного развития мышления или его нарушений.

    8. Применение к общественным отношениям, требующим правового

    9. (от греч. analogia сходство) – подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения. между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие (см. подобный); то, что является основой сравнения (см. tertium comparationis), должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия). в т. н. атрибутивной аналогии то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй (когда, напр., по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматривают как «здоровые»). в т. н. пропорциональной аналогии каждый из членов аналогии содержит нечто, в чем он в одно и то же время подобен и неподобен другому (см. analogia entis).

    10. Связь между двумя объектами, процессами, событиями или ситуациями на уровне отношений сходства-различия в базе знаний.

    11. Рассуждение, в котором из сходства двух объектов но некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

    12. Метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый.

    13. Мыслительная операция, когда знание, полу- ченное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели) – аналога, переносится на другой, менее изученный или менее дос- тупный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прото- типом, оригиналом. открывается возможность переноса информа- ции по аналогии от модели к прототипу. в этом суть одного из специальных методов – моделирования (построения и исследования моделей). различие между аналогией и моделированием заключает- ся в том, что, если аналогия является одной из мыслительных опера- ций, то моделирование может рассматриваться в разных случаях и как мыслительная операция и как самостоятельный метод. аналогия – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности. [36].


    Аналогия гидродинамическая, русский
      Метод экспериментального исследования физических процессов, основанный на аналогии между закономерностями протекания этих процессов и движением жидкости в определённых условиях


    Форм, русский

    Форм(и)ат (остаток, русский

    Форм-фактор; типоразмер; конструктивные параметры;, русский

    Форма, русский
    1. Форма, вид, выкройка, фасон, модель. , вид, платье, характер , для формы

    2. 1. установленный образец чего-либо; 2. внешний вил, видимость: 3. внешние очертания, наружный вид; 4. способ существования чего-либо.

    3. (лат. forma) – прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания (см. гештальт), а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. с этим различием связано философское понятие формы, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории (см. формальный, формализм, морфология). понятие «форма» употреблялось платоном в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом изменчивых и индивидуальных явлений. аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). этот гилеморфизм был заимствован и развит в средние века и в новое время, в особенности схоластическими системами. согласно фоме аквинскому, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции суть отделенные от материи формы, а бог – чистая форма (actus purus). по мере того как новая философия отходила от объективного учения о бытии, изменялись место и значение понятия формы. так, формы созерцания (пространство и время) и мышления (категории) у канта означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом разуме. в полемике с формалистической этикой канта м. шелер развил свою феноменологически обоснованную, материальную ценностную этику (см. этика ценностей). наиболее всеобъемлющую систему философии форм создал г. фридман. морфологическое рассмотрение биологических, психологических и исторических феноменов приобретает все большее значение па сравнению с механистическим.

    4. (лат . forma),..1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета...2) внешнее выражение какого-либо содержания (см. содержание и форма)...3) установленный образец чего-либо (напр., написать отчет по форме)...4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний (напр., литейная форма)...5) одинаковая по цвету и покрою одежда (напр., форма военнослужащих). ..6) совокупность приемов и изобразительных средств художественного произведения (напр., стихотворная форма).

    5. , в математике - многочлен от нескольких (m) переменных, все члены которых имеют одну и ту же степень (под степенью одночлена x?y? понимают число n = ?????????). в зависимости от числа m переменных различают бинарные формы (m = 2), тернарные формы (m = 3), а в зависимости от степени n их членов - линейные формы (n = 1), квадратичные формы (n = 2), кубичные формы (n = 3) и т. д. см. также билинейная форма.

    6. Устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан таким образом с понятием структура. [112, 126].


    Форма, русский

    Форма авторского договора, русский
      Авторский договор должен быть заключен в письменной форме, за исключением авторских договоров об использовании произведения в периодической печати, который может быть заключен и в устной форме. «фотографическое произведение» – фиксация светового или иного излучения способом, позволяющим создать изображение, вне зависимости от технологии (химическая, электронная или иная) такой фиксации. отдельно взятый кадр аудиовизуального произведения не является «фотографическим произведением»;


    Форма архитектурная, русский
      Зрительно воспринимаемый облик сооружения или его части


    Форма бекуса-наура (бнф), русский

    Formübertragung, немецкий

    Formklasse, немецкий