Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Заблуждение

  1. Заблуждение, ошибка, погрешность, неправильность, ложь, ересь. ср. предрассудок. , ошибка, предрассудок , вводить в заблуждение, впасть в заблуждение, вывести из заблуждения, поддаваться заблуждению, подпадать под заблуждение, упорствовать в заблуждении

  2. Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. закон не устанавливает, в каких случаях заблуждение признается существенным, это решается судом или арбитражем.

  3. Юридическое состояние участника гражданских правоотношений, заключающееся в неправильном представлении об элементе правоотношений - основании их возникновения, субъекте, объекте или содержании. 3. имеет значение факта юридического постольку, поскольку лиц

  4. Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.

  5. – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. от заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении – той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.

  6. Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер.


Иллюзия, русский
  1. Иллюзия , мечта, надежда, обман, призрак , рассеивать иллюзии

  2. (лат. illusio – обман) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни – облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. «освобождение от иллюзий» (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. с точки зрения психологии или психопатологии иллюзия – это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности; память, как и при галлюцинации, добавляет нечто к ощущениям. собственной питательной почвой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх и надежда. к. ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека .в иллюзии (т.е. потребностью «предаваться эстетической иллюзии»). искусство – это, по ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая др. цель, кроме цели удовольствия, исключена (к. lange, das wesen der kunst, 1911).


Villfarelse, шведский

Error, oris, m, латинский

Vitium, ii, n (ineuntis adulescentiae), латинский

Falsum, i, n, латинский

Parochus, латинский

Opinio, латинский

Вера, русский
  1. Вера, вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. веры: христианство, иудейство (моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство, магомета

  2. Полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  3. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его по

  4. — полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  5. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (вл. соловьев). с позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. основания такой веры лежат глубже знания и мышления. она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. например, применительно основ нашего бытия вера – это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек – часть всемирного целого, часть общего бытия. близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

  6. (пистис) римская (ум . ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана; одна из трех дочерей (вместе с надеждой и любовью) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.

  7. – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. в англ, языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал кант в своей критике разума: «я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («критика чистого разума»). в религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости бога. в этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. вера – основа доверия. оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. кто знает, тот не может верить. слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.


Ошибка, русский
  1. Ошибка, грех, погрешность, заблуждение, неловкость, оплошность, опечатка, описка, отступление, промах, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, провес, промер, просмотр, просчет. грехи молодости. аномалия, уродливость. "знал, х

  2. Неверность, неправильность в действиях, мыслях.

  3. 1. расхождение между вычисленным, наблюдаемым или измеренным значением или условием и истинным, заданным или теоретически правильным значением или условием; 2. действие человека, повлекшее за собой непредусмотренный результат.

  4. Непреднамеренное отклонение от правильных действий, последовательности логического вывода или вычислений

  5. Неправильность в действиях, мыслях; несоответ- ствие между объектом или явлением, принятым за эталон (матери- альный объект, решение задачи, действие, которое привело бы к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому. [114]. п


Погрешность, русский
  1. Погрешность , заблуждение, ошибка

  2. , разность х-а, где а - данное число, которое рассматривается как приближенное значение некоторой величины, точное значение которой равно х. разность х-а называется также абсолютной погрешностью. отношение х-а к а называется относительной погрешностью числа а.

  3. Отклонение значения измеренной или вычисленной величины от действительного её значения ввиду неточности измерений или вычислений

  4. Отклонение результата измерений от действительного (истинного) значения измеряемой величины. погрешность градуировки (graduation error) - погрешность действительного значения величины, приписанного той или иной отметке шкалы средства измерений в результате градуировки.

  5. Отклонение оцененного значения величины от ее истинного




Неправильность, русский
    Неправильность, отступление, уклонение, уродливость, аномалия, деформация. ср. ошибка, недостаток. , аномалия, заблуждение, недостаток, ошибка


Предрассудок, русский
  1. Предрассудок, заблуждение, поверье, суеверие, мнительность. ср. недоверие. , суеверие

  2. , буквально - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания - суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

  3. Иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания, суеверия, предубеждения, неблагоприятная социальная установка к какомулибо явлению, не основанные на критически провере


Поддаваться, русский
    Поддаваться , подчиняться, согласный , не поддаваться описанию


Упорствовать, русский
    Упорствовать , артачиться, упрямиться


Обозначения, русский

Представления, русский

Юридическое, русский

Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.

  8. Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.


Относительно, русский

Уверенность, русский
    Уверенность , вера, доверие


Предубеждение, русский
  1. Предубеждение , недоверие, пристрастный, суеверие

  2. – совокупность того, что знает человек о вещи (см. установка). чтобы получить «суждение», он выбирает что-либо из этой совокупности, подавляя одновременно то, истинность чего кажется ему неверифицируемой.


Иллюзия, русский
  1. Иллюзия , мечта, надежда, обман, призрак , рассеивать иллюзии

  2. (лат. illusio – обман) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни – облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. «освобождение от иллюзий» (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. с точки зрения психологии или психопатологии иллюзия – это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности; память, как и при галлюцинации, добавляет нечто к ощущениям. собственной питательной почвой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх и надежда. к. ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека .в иллюзии (т.е. потребностью «предаваться эстетической иллюзии»). искусство – это, по ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая др. цель, кроме цели удовольствия, исключена (к. lange, das wesen der kunst, 1911).


Тина, русский
    Тина , грязь