Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Повиновение

  1. Повиновение, подчинение, подчиненность, послушание, покорность, исполнительность, преданность, дисциплина, субординация. повиновение безусловное, слепое.

  2. – в психологии как науке о духе поведение того, кто служит естественному порядку вещей и вещным отношениям; это понятие восходит к мейстеру экхарту; см. объективность.


Послушание, русский
  1. Послушание , повиновение

  2. Многие родители считают, что ребенок не слушается потому, что упрямится или ленится. но, согласно л. с. выготскому, неверно мнение, что ребенок через послушание овладевает своим поведением. напротив, послушание возможно, когда он научится овладевать своим

  3. Многие родители считают, что ребенок не слушается потому, что упрямится или ленится. но, согласно л. с. выготскому, неверно мнение, что ребенок через послушание овладевает своим поведением. напротив, послушание возможно, когда он научится овладевать своим поведением. а для этого взрослый должен снабдить его средствами и убедиться, что ребенок может использовать их самостоятельно – что они прошли хотя бы частичную интериоризацию.


Oboedientia [ae, f], латинский

Obtemperantia [ae, f], латинский

Obsequium [ii, n], латинский

Кротость, русский
    Кротость, безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость, бесхарактерность. кротость голубиная.


Любовь, русский
  1. Любовь (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо-склонно

  2. 1. высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

  3. – в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. древнеинд. веды и древнегреч. философия (гесиод, эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. христианство проповедует любовь между богом и человеком (сострадательная любовь бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христ. любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей – и на друзей, и на врагов). шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. в этике любовь – это «добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... любящий дает любимому... новое измерение своей сущности – быть «для него» (в то время как обычно он – только бытие «в себе»). личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (н. гартман); см. любовь к дальнему. в теории познания любовь – предпосылка и начало процесса познания (см. повиновение, отдавание себя, объективность). августин говорит: «tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. – «мы познаем в той мере, в какой любим»); аналогичное утверждают гёте, леонардо да винчи, джордано бруно. у паскаля любовь («сердце») прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего макс шелер («liebe und erkenntnis», в «schriften zur soziologie und weltanschauungslehre», bd. i, 1923); «порядок любви» (лат. ordo amoris), т.е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности. с точки зрения сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».

  4. , интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. в древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. у платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения. половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности.

  5. (агапе) римская (ум . ок. 137), 9-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана, одна из трех дочерей (вместе с верой и надеждой) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.


Наука, русский
  1. Наука, учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль. испугался бездны премудрости. вот тебе, щука, наука! это мне памятка вперед. ср. учение. , предупреждение, учение , недалек в какой-л. науке, служитель нау

  2. Сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. конечно, знания, вырабатываемы

  3. Тoдoм, тoданбур, тoдoс

  4. Сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. теория является самой развитой формой научного знания. собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. при этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. наука не ограничивается чистым теоретизированием. ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. основной механизм развития научного знания – исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она – не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма).

  5. (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. наука образует сущность человеческого знания; по канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. гипотеза, теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. в отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (аристотель). в анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе – наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного – к общему, а при помощи дедукции – от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. метод). прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. система) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. наукой в истинном смысле является наука о мире. по отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. но наметить предметные области – значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... при этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (хайдегтер). и именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова; см. рационализм). такие проекты возникают постепенно, являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. в западной европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. европейская философия). наука в дневнегреч. культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием аристотеля и его школы, таких великих врачей, как гиппократ, гален и т. д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. в эпоху христ. средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». эта «новая наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. эта новая форма приобрела столь большое значение, что кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. в особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. с развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. в результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности – как единого целого. рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений – в места по подготовке специалистов. из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис» науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но гл. о. кризисом самих ученых. «ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания» (ясперс). некоторые мыслители (напр., такие, как фр. бэкон, лейбниц, даламбер, кант, в. вундт, б. эрдман, оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. но только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки преодолевают ее «кризис» и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (см. studium generate). частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т. д. они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).

  6. , сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). в развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. см. научно-техническая революция.

  7. Систематическое наблюдение и/или эксперимент для объяснения и предсказания природных явлений, нацеленные на установление, приумножение или подтверждение знания. наука использует наблюдения1 и/или эксперименты для логических выводов, формулирования и проверки гипотез и для получения выводов, которые могут быть обобщены (имеют более широкое значение), выражены в законах и принципах, поддающихся проверке. наука развивается через предположения, интуицию, гипотезы, опровержения дедуктивных выводов из гипотез и, в конечном итоге, через проверку гипотезы путем индукции1,2. иногда надзор обобщающий 140 наука претерпевает изменение парадигмы, когда давно установленные принципы и законы ниспровергаются новым открытием3. 1 popper k. the logic of scientific discovery. 11th ed. london: hutchinson, 1983. 2 medawar р. induction and intuition in scientific thought. philadelphia; am philos soc, 1969. 3 kuhn t. the structure of scientific revolutions. 3rd ed. chicago: university of chicago press, 1996.

  8. Это сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания.

  9. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению

  10. Деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности в виде системы полученных знаний


Неволя, русский
  1. Неволя, зависимость, кабала, плен, подвластность, подчиненность, рабство. , обязанность, рабство , за неволю

  2. Йoршитoмин


Исполнительность, русский
    Исполнительность , повиновение


Подчинение, русский
  1. Подчинение , повиновение

  2. , в лингвистике (гипотаксис) - одна из форм синтаксической связи - формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого. в русском языке основные типы подчинения: согласование, управление, примыкание. на основе подчинения образуются словосочетания и сложноподчиненные предложения.


Субординация, русский
  1. Субординация , повиновение

  2. (от лат. cub – под и ordinatio – приведение в порядок) – система строгого подчинения, напр. одного понятия другому, более широкому.

  3. Отношения, основанные на подчинении младшего по занимаемой должности старшему; складываются между руководителями и подчиненными, между структурными подразделениями аппарата управления организации, разных уровней иерархии. 67 -т-

  4. Отношения между элементами в иерархической системе


Покорность, русский
  1. Покорность , кротость, повиновение

  2. – см. смирение.




Подчиненность, русский
    Подчиненность , неволя, повиновение, рабство


Преданность, русский
    Преданность , любовь, повиновение


Дисциплина, русский
  1. Дисциплина , наука, повиновение, такт, учение

  2. 1. определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации; 2. отрасль научного знания, учебный предмет.

  3. (лат . disciplina), 1) определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2) отрасль научного знания, учебный предмет.

  4. (лат. disciplina обучение, воспитание) – учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук.

  5. Раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.


Объективность, русский
  1. 1. действительное; независимое от воли и сознания субъекта существование предметов, явлений и процессов, их свойств и отношений, всего мира в целом; принадлежность к так называемой объективной реальности.

  2. – 1) объективный характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; реальность, нейтральность. объективностью также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». но такой способностью человек не обладает. напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь комплекс факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом; 2) духовная тенденция совершать действие не ради личной выгоды, а во имя высшего порядка. предпосылкой объективности является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, повиновение порядку вещей и преданность делу.

  3. Независимость от человеческого сознания, от воли и желаний людей, от их субъективных вкусов и пристрастий.


Побудительная причина, русский

Повиноваться, русский
    Повиноваться , подчиняться