Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Species

Русско-латинский словарь
    (лат.) — вид, образ, внешнее явление; в естествознании — вид.


Жизнь, русский
  1. Жизнь, существование, житье, житье-бытье, проживание, общежитие; век, дни; живот; долгая жизнь, долгоденствие, долголетие, многолетие. славное житье; не житье, а масленица. бренное существование. она весь век свой трудилась. он провел дни свои благополучн

  2. 1. совокупность явлений, происходящих в организмах. с позиций материализма – особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. физиологическое существование живого организма. 3. деятельность су

  3. 1. совокупность явлений, происходящих в организмах. с позиций материализма – особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. физиологическое существование живого организма. 3. деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

  4. – то, чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.


Душа, русский
  1. Душа, дух, сердце, грудь. дух бодр, плоть же немощна. "стеснилась грудь ее тоской". пушк. "и щемит, и ноет, болит ретивое". кольц. ср. глава. , воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек , ангелы поют на душе, без ду

  2. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души н

  3. Ловру

  4. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе – ее «материальности» и «идеальности». специальный трактат, посвященный душе, принадлежит аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. в нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. здесь душа определяется как сущность живого тела – особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. в целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. с позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. в новое время декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. в эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. в научной литературе – философской, психологической и прочей – термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко – как синоним слова психика. в повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. согласно к. г. юнгу, душа – некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное... проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.

  5. , понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (платон, неоплатонизм). у аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. в теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. в пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). дуалистическая метафизика декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. в новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

  6. (греч. psyche, лат. anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. научное понятие души: душа – в отличие от индивидуального духа (см. дух) – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. чувство) и стремлений (витальная душа). результат наблюдений над душой анализирует психология. до нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. при возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о – душе, существующей независимо от тела. развитие душевной жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически – детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. 4 психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз – в определенной форме» (штумпф). поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. в связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. по платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. это понимание в христианстве, является господствующим. против него выступает кант. апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно канту, прибежище ленивого разума. для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. герберт спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. в 1863 в. бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. вильгельм вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «grundzьge der physiologischen psychologie» (1908-1911) и «vцlkerpsychologie» (1908 – 1917). сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. для па ладьи и клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно». для современной психологии душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. одушевленность, психотерапия).


Водка, русский
  1. Водка , напитки , давать на водку

  2. Биава

  3. , спиртной напиток, смесь очищенного этилового спирта (40-56 объемных %) с водой, обработанная активным углем.


Видение, русский
  1. Видение , мечта, призрак

  2. (от лат. visio – созерцание) – в узком психолого-психиатрическом смысле оптическая галлюцинация. в более широком религиозно-философском и религиозно-научном смысле – «внутреннее зрение», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями (ясновидение в парапсихологическом смысле) или принимается за откровение из «другого» мира.

  3. Краткая формулировка желаемого состояния оу по всем его основным параметрам на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5, 10 и 20 лет. часто при формулировке видения определяются наиболее важные для оу области развития, о которых необходимо заботиться для достижения долговременного успеха. видение должно вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных перспектив. воспитательная работа (breeding, upbringing activities) — деятельность с обучаемыми (студентами, аспирантами), направленная на формирование у них культурных и нравственных ценностей, выработки активной гражданской позиции. г


Мечта, русский
  1. Мечта, мечтание, бредни, греза, дума, видение, привидение, иллюзия, призрак, причуда, самообман, самообольщение, утопия, фантазия, химера, воздушный замок, игра воображения, сон, бред, несбыточное желание. вдребезги разбитые иллюзии. ср. идеал, призрак и

  2. Необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жи

  3. Необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. планы на будущее,, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы.


Внешность, русский
  1. Внешность , вид

  2. Ортсылун


Картина, русский
    Картина, изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд, головка, nature-morte; мозаика. ср. изображение и рисунок. , вид, изображение


Видимость, русский
  1. Видимость , вид, призрак

  2. Кидoс

  3. (кажимость) , в философии - одностороннее проявление сущности вещи, воспринимаемое непосредственно (напр., видимое движение солнца вокруг земли).

  4. – обманчивое отражение, ложный образ, «пустая» кажимость (см. также иллюзионизм). в психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. инверсия) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. явление, реальность); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью. см. также действительность.

  5. Максимальное расстояние, с которого можно обнаружить (различить) на фоне неба вблизи горизонта абсолютно черный объект достаточно больших угловых размеров. вихрь – см. ветер.


Иллюзия, русский
  1. Иллюзия , мечта, надежда, обман, призрак , рассеивать иллюзии

  2. (лат. illusio – обман) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни – облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. «освобождение от иллюзий» (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. с точки зрения психологии или психопатологии иллюзия – это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности; память, как и при галлюцинации, добавляет нечто к ощущениям. собственной питательной почвой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх и надежда. к. ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека .в иллюзии (т.е. потребностью «предаваться эстетической иллюзии»). искусство – это, по ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая др. цель, кроме цели удовольствия, исключена (к. lange, das wesen der kunst, 1911).


Понятие, русский
  1. Понятие, представление, идея. , мнение, мысль , иметь понятие, прививать правильные понятия

  2. Одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. понятие может быть конкретным и абстрактным. выделяются понятия эмпирические и теоретические. наиболее абстрактные понятия называют категориями.

  3. – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. по зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения». от понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»). так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. прегнантности правило). объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырехугольник», при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. в это понятие «четырехугольник» входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырехугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень – ромб. во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий. между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырехугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия. в свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от •мышления объект), затем объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов). относительно познавательного значения понятия см. сфера мышления. чем больше объем понятия, тем меньше его содержание. далее различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также всеобщее) и единичные, или индивидуальные понятия. мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика. понятийный – относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях.

  4. , 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) в логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

  5. Имя, присваиваемое классу сущностей, объединяемых благодаря общности из призначных структур. в логике п. являются строго определенными и неизменными образованиями, характеризующими лишь призначной структурой, имманенто присущей всем понятиям. в искусственном интеллекте, как и в бытовой практике людей, п. понимается шире. в формировании п. могут принимать участие не только призначные структуры, но и результаты использования п. в деятельности людей или при функционировании интеллектуальной системы. именно в этом смысле используются п. при рассуждениях о деятельности людей и о функционировании интеллектуальных систем. для образования п. в интеллектуальных системах используются различные приемы обобщения.

  6. Целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта.


Взгляд, русский
    Взгляд, взор; зрение, лицезрение, созерцание. взгляд кроткий, ласковый, томный, пристальный. взор алчный. ср. мнение. , воззрение, мнение, суждение , бросить взгляд, на чей-л. взгляд, разделять взгляды


Изображение, русский
  1. Изображение, вид, лик, икона, образ, картина, портрет, карточка, снимок, слепок, фигура, изваяние, кумир, статуя, бюст, силуэт; копия, подражание; описание, представление, проявление. ср. вид и рисунок. , картина, отражение, рисунок

  2. Картина, состоящая из точек пересечения лучей, выходящих из оптической системы, с некоторой поверхностью в пространстве изображений.




Speciem quandam assimulatae virtutis induere, латинский

Spectabilis, латинский