Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Этика журналиста

    Наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда; свод норм и правил профессиональной морали.




Журналист, русский
  1. Журналист , писатель

  2. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. основы правового статуса журналиста определены в главе y закона российской федерации от 27 декабря 1991 г. "о средствах массовой информации" (с последующими изменениями и дополнениями). журналист имеет следующие основные права (ст. 47 закона российской федерации "о средствах массовой информации": 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований законодательства; 6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; 11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с законом; 12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. в соответствии с законом журналист обязан: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. журналист несет также иные обязанности, предусмотренные законом. согласно ст. 51 закона российской федерации "о средствах массовой информации" не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

  3. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.


Журналистика, русский
  1. Журналистика , литература

  2. Социальный институт, или целостный комплекс печатных и электронных средств массовой информации, собирающих, обрабатывающих и распространяющих публицистическую информацию в рамках действующих в обществе законов.

  3. , деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е гг. 20 в. - радио- и тележурналистика.

  4. Общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и др.).

  5. 1) особый социальный институт, система различных учреждений; 2) система видов деятельности; 3) совокупность профессий; 4) совокупность произведений; 5) комплекс каналов передачи массовой информации. 26 -3-


Журналистский произвол, русский
    Форма профессионального поведения работника прессы в непосредственном общении или текстуальном офрмлении, при которой оно не согласуется ни с нормами морали, ни с интересами общества.


Журналистский текст, русский
    Публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности.


Журналисты, русский
    Репортеры или авторы в периодических изданиях таких, как газеты. также работают в других средствах массовой информации, включая телевидение и электронные средства массовой информации.


Этикeт, русский
    Совокупность правил и норм общественного поведения, формы и способы общения, характерные для культурно-исторических общностей людей (народов, стран, цивилизаций), города и деревни, социальных и профессиональных групп, семьи и т д отдельно выделяют по


Этика, русский
  1. Наука, изучающая мораль.

  2. 1. учение о морали как одной из форм общественного сознания – о ее сущности, роли, законах развития. одна из форм идеологии. 2. совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

  3. (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется аристотелем. от стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "этика" б. спинозы - учение о субстанции и ее модусах. этика - наука о должном в системе и. канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. в 20 в. м. шелер и н. гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

  4. (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. термин впервые употреблен аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. этика способствует пробуждению оценивающего сознания. в жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. современный человек отуплен и постоянно спешит. этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. этические ценности – это ценности убеждения и поведения. деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. побуждающая способность). имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. то, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. у каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. в ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. ситуация). этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. в царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). все эти ценности можно дифференцировать и далее. история этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. в зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). в зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. в современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

  5. Раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований1,2. 1 bankowsky z., bryant j.h., last j.m., eds. ethics and epidemiology: international guidelines. geneva: cioms/who, 1991. 2 fayerweather w.e., higginson j., beauchamp t.l., eds. ethics in epidemiology. new york: pergamon press, 1991 (also j clin epidemiol, 1991; 44, suppl 1).

  6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. [10]. я


Этика научная, русский
    Правила и совокупность моральных принципов, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки. к основным моральным принципам научной этик


Этика нормативная, русский
  1. Философское учение о должном поведении. согласно з. фрейду – терапевтическая попытка, старание посредством веления сверх-я достичь того, что пока не удалось достичь иными усилиями культуры, в первую очередь – устранения конституциональной склонности к агр

  2. Философское учение о должном поведении. согласно з. фрейду – терапевтическая попытка, старание посредством веления сверх-я достичь того, что пока не удалось достичь иными усилиями культуры, в первую очередь – устранения конституциональной склонности к агрессии.


Этика политическая, русский
  1. Одно из важнейших и постоянных начал политики, оценивающих ее замыслы, цели, методы, функционирование власти и деятельность участников политического процесса.

  2. Специфическая дисциплина, сложившаяся в русле политической философии, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.


Этика ценностей, русский
    – восходящая к аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа шелером материальной этикой ценностей (см. ценность). по канту, моральное повеление (см. императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. идея о примате формы над содержанием идет еще от античности; у аристотеля целью становления являлась чистая форма, у плотина – добро. у канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость. м. шелер («der formalismus in der ethik und die materiale wertethik», 1927), наоборот, считает: не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно. воля, определенная материально, не нуждается, как полагал кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «существа природы». мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному. в противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. по канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. в действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. существует чистая априорная ценность. «эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление – также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил блез паскаль» (м. шелер. там же). имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. в силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления. см. также этика.


Этикет, русский
  1. Этикет , знак, приличие

  2. Строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, в отношениях между дипломатами и т. п.

  3. (франц . etiquette), установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).


Этикетировать; прикреплять бирку;, русский

Этикетка, русский
  1. Листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения об изготовителе, товаре или продукции. обычно предполагает клеевой способ крепления.

  2. Листок с основными сведениями о товаре, прикрепленный к коробке, пакету, оберточной бумаге или к любой другой упаковке.

  3. Гижoд пас

  4. Средство информации об упакованной продукции и ее изготовителе, располагаемое на самой продукции, на листе-вкладыше или на ярлыке, прикрепляемое или прилагаемое к упаковочной единице.


Этикетка (ключ) (метка), русский

Этикетка для запечатывания пакетов, русский

Этикетка загрузки, русский

Этикетка маршрутизации, русский

Этикетка с адресом грузополучателя, русский

Этикетка-манжета, русский

Моральная свобода, русский
    Относительная свобода выбора формы или линии поведения под знаком ответственности перед другими людьми и перед самим собой за мотивы и последствия выбора.


Моральный мотив, русский
    Субъективно-нравственное отношение человека к поступку, который он намеревается совершить.