Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Этика ценностей

Глоссарий по философии
    – восходящая к аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа шелером материальной этикой ценностей (см. ценность). по канту, моральное повеление (см. императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. идея о примате формы над содержанием идет еще от античности; у аристотеля целью становления являлась чистая форма, у плотина – добро. у канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость. м. шелер («der formalismus in der ethik und die materiale wertethik», 1927), наоборот, считает: не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно. воля, определенная материально, не нуждается, как полагал кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «существа природы». мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному. в противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. по канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. в действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. существует чистая априорная ценность. «эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление – также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил блез паскаль» (м. шелер. там же). имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. в силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления. см. также этика.




Ценностей ликвидация имущества, русский
    Трансформация материально-финансовых ценностей в наличность.


Ценностей теория, русский
    – см. аксиология. (по ницше) устанавливает ценности; см. философия ценностей.


Ценности, русский
  1. Как материальное, так и нематериальное ценное имущество, принадлежащее получателю ссуды.

  2. 1. вещи с обозначенной ценой; 2. материальные предметы с большой стоимостью, ценой; 3. важные, нужные предметы и явления.

  3. Наиболее значимые для оу факторы успеха его деятельности. в качестве ценностей могут выступать: персонал оу, материальное обеспечение образовательного процесса и др. э

  4. Глубоко укоренившиеся убеждения и установки членов определенной социальной общности.

  5. Представления личности о том, что считать хорошим, правильным или желательным. ценности имеют нормативное значение в жизнедеятельности личности, определяют содержание и характер жизненных и профессиональных решений.


Ценности политические, русский
  1. Совокупность идей, представлений и соответствующих им социально-психологических образований, определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения на практике; квазиморальное понятие, взыва

  2. 1) значимость явлений, идей, действий с точки зрения соответствия или несоответствия политическим интересам и потребностям; 2) фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность политической системы (демократиям, толерантность, свобода и др.).


Ценностная ориентация, русский
    , избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.


Ценностное предложение, русский

Ценностное предложение для сотрудников, русский

Ценность, русский
  1. Ценность данной руки или комбинации карт. измерить ценность руки можно в деньгах. это произведение вероятности выиграть банк и суммы денег в банке. например, если в банке $100, а вероятность выиграть банк составляет 80%, то ценность руки можно охарактеризовать как $80.

  2. Ценность , важность, достоинство, значение, цена , определять ценность

  3. Понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. с позиций материализма признается объективный

  4. , положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

  5. Понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. с позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и общностей социальных, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект. можно говорить о трех формах существования ценности:

  6. – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (п. менцер). ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. с формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. по содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное. фон ринтелен в своей логике ценностей пытался бороться с релятивистскими и историческими течениями, основывающимися на таком понимании: суть какой-либо неизменной идеи ценности, напр. любви, заключается в том, что она способна иметь различные степени интенсивности и реализоваться в самых различных видах: эрос, агапе, любовь к людям, социальная любовь. н. гартман осуществил синтез кантовского априоризма и материальной этики ценностей аристотеля: имеется существующее для себя царство ценностей, настоящий kosmos noetos, который находится по ту сторону действительности, так же как и по ту сторону сознания. вопрос о сущности ценности он относил к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам; см. этика ценностей. ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. ценностные оценки являются для него «физиологическими требованиями сохранения определенного способа жизни»; в них выражается «воля к власти». он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам». высшую ценность воплощает в себе великий человек, который

  7. Положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы,


Ценность, русский

Ценность блага, русский
    Ценность, которая определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.


Ценность информации, русский
    Свойство информации, определяемое ее пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности человека.


Ценность книги, русский

Ценность от использования, русский

Ценность приобретения, русский

Ценность; достоинство, русский

Этикeт, русский
    Совокупность правил и норм общественного поведения, формы и способы общения, характерные для культурно-исторических общностей людей (народов, стран, цивилизаций), города и деревни, социальных и профессиональных групп, семьи и т д отдельно выделяют по


Этика, русский
  1. Наука, изучающая мораль.

  2. 1. учение о морали как одной из форм общественного сознания – о ее сущности, роли, законах развития. одна из форм идеологии. 2. совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

  3. (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется аристотелем. от стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "этика" б. спинозы - учение о субстанции и ее модусах. этика - наука о должном в системе и. канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. в 20 в. м. шелер и н. гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

  4. (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. термин впервые употреблен аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. этика способствует пробуждению оценивающего сознания. в жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. современный человек отуплен и постоянно спешит. этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. этические ценности – это ценности убеждения и поведения. деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. побуждающая способность). имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. то, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. у каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. в ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. ситуация). этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. в царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). все эти ценности можно дифференцировать и далее. история этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. в зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). в зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. в современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

  5. Раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований1,2. 1 bankowsky z., bryant j.h., last j.m., eds. ethics and epidemiology: international guidelines. geneva: cioms/who, 1991. 2 fayerweather w.e., higginson j., beauchamp t.l., eds. ethics in epidemiology. new york: pergamon press, 1991 (also j clin epidemiol, 1991; 44, suppl 1).

  6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. [10]. я


Этика журналиста, русский
    Наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда; свод норм и правил профессиональной морали.


Этика научная, русский
    Правила и совокупность моральных принципов, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки. к основным моральным принципам научной этик


Этика нормативная, русский
  1. Философское учение о должном поведении. согласно з. фрейду – терапевтическая попытка, старание посредством веления сверх-я достичь того, что пока не удалось достичь иными усилиями культуры, в первую очередь – устранения конституциональной склонности к агр

  2. Философское учение о должном поведении. согласно з. фрейду – терапевтическая попытка, старание посредством веления сверх-я достичь того, что пока не удалось достичь иными усилиями культуры, в первую очередь – устранения конституциональной склонности к агрессии.


Этика политическая, русский
  1. Одно из важнейших и постоянных начал политики, оценивающих ее замыслы, цели, методы, функционирование власти и деятельность участников политического процесса.

  2. Специфическая дисциплина, сложившаяся в русле политической философии, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.


Специально, русский
    Специально , умышленно


Значимость, русский
  1. Вежoртаслун

  2. – признание понятия или суждения, его логическая «допустимость» или «допустимость» с точки зрения ценности; материальная истинность какой-либо мысли, идеальная истинность какой-либо идеи. вещи «суть», события «происходят», а понятия, положения и выводы «являются значимыми». согласно лотце, если истины «значимы», то совершенно безразлично, будут ли они только мыслиться кем-нибудь или они в чем-нибудь осуществятся. в то же время ценности истинного, нравственного и прекрасного хотя и имеют абсолютную значимость, но не имеют реальности; их бытие исчерпывается их значимостью.

  3. См. статистическая значимость. обратите внимание на разницу между клинической и статистической з.; клиническая з. более важна. например, при проведении большого числа сравнений некоторые различия становятся «статистически значимыми» случайно, т.е. они не имеют смысла. см. также множественных сравнений проблема.

  4. Важность, значительность чеголибо.


Formalismus, немецкий

Материально, русский

Этинтер, русский
    (oetinger) фридрих кристоф (род. 6 мая 1702, геппинген – ум. 10 февр. 1782, муррхардт) – теолог, «нем. сведенборг», развивавший нем. мистику в эпоху просвещения. он пытался соединить мистическое понимание природы, заимствованное у я. бёме, с ньютоновской теорией тяготения; выступил против рационалистического дуализма души и тела, идущего из философии декарта; склонялся к теософии сведенборга, хилиазму и каббале. собр. соч.: «sдmtliche schriften», 6 bde., 1858-1866. избр. произв.: «die heilige philosophie», 1923.


Эстетика трансцендентальная, русский
    . – у канта, если употреблять понятие «эстетика» в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. по канту, к трансцендентальной эстетике относится также и учение о пространстве и времени как априорных формах «чистой» чувственности.