|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школа научная
Глоссарий по психологии |
- В психологии – способ и форма организации кооперированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. под школой научной понимаются:
- Оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. формирование научной школы происходит под влиянием научного лидера, эрудиция, круг интересов
- Относительно небольшой научный коллектив, объединенный не столько организационными рамка- ми, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций – сохраняющейся, пере- дающейся и развивающейся при смене научных поколений. выделяются следующие признаки научной школы: · общность научных интересов представителей школы и на- учная значимость рассматриваемых проблем; · уровень научных результатов школы и ее (школы) призна- ние в стране и за рубежом; · роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной моло- дежью, работа постоянного научного семинара). [21]. э
|
Научная школа, русский
|
Научная деятельность, русский
Творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, искусственно созданных объектах и на использование научных знаний для разработки новых способов их применения.
Научная дисциплина, русский
Научная задача, русский
Состояние противоречия между достигнутым уровнем в конкретной области научного знания и новыми объективными фактами, полученными на практике и не вписывающимися в существующие и общепринятые стандарты этого уровня.
Научная картина мира, русский
Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.
Научная коммуникация, русский
Научная консультационная комиссия, русский
Научная конференция, русский
- Scientific conference
- Съезд ведущих деятелей науки в конкретных областях, на которых студенты и учёные представляют свои исследования, а результаты сохраняются в виде сборника научных публикаций.
Научная литература, русский
Научная недобросовестность, русский
Научная новизна результата, русский
Научная организация, русский
Научная организация труда (нот), русский
, процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. нот направлена на улучшение организационных форм использования живого труда. как отрасль исследований возникла в начале 20-х гг.
Научная проблема, русский
Это комплекс взаимосвязанных теоретических и практических научных задач.
Научная программа, русский
Научная разработка, русский
Научная революция, русский
Научная статья, русский
- Scientific article
- Письменная работа, носящая научный характер, рассматривающая результаты исследования, проведенного автором. в качестве отличительных черт стоит выделить законченность и целостность содержания. в научной статье принято описывать само исследования, а также отражать полученные в результате его проведения итоги. обязательным условием является использование полноценного описания и аргументации выбранных действий.
Научная тема, русский
Задача научного характера, требующая проведения научного исследования. является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория, русский
Система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научная фантастика, русский
, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. основной прием - мысленный эксперимент. расцвет научной фантастики в 20 в. связан с возросшим влиянием науки и техники на развитие общества. условно выделяются жанры социальной утопии и "антиутопии", философской, "бытовой", юмористической, "технической" научной фантастики. видные представители: ж. верн, г. уэллс, к. чапек, с. лем, р. брэдбери, а. азимов, а. кларк, р. шекли, о. хаксли, а. н. толстой, а. р. беляев, и. а. ефремов, братья а. н. и б. н. стругацкие.
Научная школа, русский
Деятельности, русский
Сообщество, русский
- Сообщество , общество
- Ассоциация независимых фирм, объединенных защитой общих
- Группа лиц, объединенная или имеющая общие свойства или интересы; в широком смысле — местное население или население в зоне охвата, которому предоставляется определенный вид услуг, либо, еще более расширительно, государство, нация, избиратели.
Формирование, русский
- Формирование , образование
- ,..1) придание определенной формы...2) составление, образование какого-либо коллектива, воинской части и т. п...3) вновь организованная воинская часть.
- Придание чемулибо определенной, выверенной расчетной формы
Относительно, русский
Значимость, русский
- Вежoртаслун
- – признание понятия или суждения, его логическая «допустимость» или «допустимость» с точки зрения ценности; материальная истинность какой-либо мысли, идеальная истинность какой-либо идеи. вещи «суть», события «происходят», а понятия, положения и выводы «являются значимыми». согласно лотце, если истины «значимы», то совершенно безразлично, будут ли они только мыслиться кем-нибудь или они в чем-нибудь осуществятся. в то же время ценности истинного, нравственного и прекрасного хотя и имеют абсолютную значимость, но не имеют реальности; их бытие исчерпывается их значимостью.
- См. статистическая значимость. обратите внимание на разницу между клинической и статистической з.; клиническая з. более важна. например, при проведении большого числа сравнений некоторые различия становятся «статистически значимыми» случайно, т.е. они не имеют смысла. см. также множественных сравнений проблема.
- Важность, значительность чеголибо.
Стабильность, русский
- Ин-арт, ин-артлун, зумыдлун
- Качественная характеристика средства измерений, отражающая неизменность во времени его метрологических характеристик.
Перспективы, русский
Преемственность, русский
- Преемственность , в порядке преемственности
- Связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении определенных элементов.
- , связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. в обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. обозначает также всю совокупность действия традиций. см. также наследственность.
- Связь между явлениями в процессе их исторического развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
|
Эйдетизм, русский
- Способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. первые систематические наблюдения эйдетизма проводил в начале xx века в. урбанчич у пациентов с потерей с
- (от греч . eidos - образ), разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.
- Способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. первые систематические наблюдения эйдетизма проводил в начале xx века в. урбанчич у пациентов с потерей слуха. изучение эйдетизма стало центральной темой работ представителей школы марбургской, пришедших к выводу, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эйдетизм – обычное, даже закономерное явление. данные, полученные преимущественно в результате массовых опросов детей, считались доказательством того, что эйдетические образы способны детально воспроизводить предметные сцены, переживаются подобно подлинным восприятиям и пр. к середине 30-х гг. публикации сотрудников марбургского психологического института приобрели откровенно псевдонаучный характер, а классификация видов эйдетизма была положена в основу нацистской типологии личности. результаты последующих исследований не подтверждают вывод о широком распространении эйдетизма. можно говорить лишь об относительно небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, например, у некоторых (отнюдь не у всех) выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов. в этих случаях эйдетизм зачастую сочетается с синестезией.
- Сохранение яркого образа предмета после прекращения его воздействия на органы чувств.
- Способность удержания исключительно четких и ярких образов виденных предметов.
Школа лейпцигская, русский
- Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после ву
- Психологическое направление, существовавшее в германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. xx в. основные представители – ф. крюгер (глава школы), г. фолькельт, ф. заддер, о. клемм, а. веллек и пр. иногда называется «второй школой лейпцигской» (после вундтовской). основной направления выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. как и гештальт-психологи, представители школы лейпцигской разделяли требование целостного подхода к изучению психики, но считали гештальты не единственными единицами сознания (мира феноменального), – к тому же их трактовка гештальта имела большую смысловую наполненность; на более ранних ступенях психического развития такими единицами являются «комплекс-качества» (понятие, родственное понятию гештальт-качества в гештальт-психологии) – диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, кои дифференцируются в ходе развития. комплекс-качество служит основой для формирования гештальтов. в качестве одного из методов исследования перехода комплекс-качества в гештальт был разработан метод самонаблюдения феноменологического. в то же время теоретики школы обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальт-психологией смысловую сторону гештальтов. по их мнению, во всех видах генезов – в филогенезе, антропогенезе, онтогенезе и актуалгенезе – психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях школы лейпцигской по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия, филогенеза и онтогенеза восприятия, развития деятельности изобразительной у ребенка, его операций интеллектуальных и пр. для сторонников школы лейпцигской системообразующим фактором психической жизни (в феноменальном плане) были чувства, кои, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний «трансфеноменальный» мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов) и являющий собой систему установок, диспозиций, потенций, от коих зависит течение актуальных процессов психических. для характеристики этого мира было введено понятие структуры – длительно существующего «субстанционального» образования, системы установок, диспозиций, определяющих закономерности развертывания актуальных процессов психических. трансфеноменальные структуры делятся школой лейпцигской:
|
|
|
|
|
|
|