Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Авсенев п

Глоссарий по философии
    Етр феофанович, впоследствии архимандрит феофан (род. 1810 – ум. 1852) – профессор киевской духовной академии (1836-1850), затем настоятель посольской церкви в риме, оказал большое влияние на гогоцкого. пытался объяснить «сверхъестественное» в его ближайшем соприкосновении с жизнью человека, т.е. в исключительных проявлениях психики (сомнамбулизм, ясновидение и т. д., то, что шуберт называл «ночной стороной»). в «записках» рассматривал место человека в ряду земных существ, степени духовного бытия, одушевление растений, животных и человека. он выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться мировая жизнь (солнечная, лунная и земная); частные ее изменения (племенные, народные, половые), индивидуальные изменения (дарования, темперамент, характер); вопросы о происхождении души, ее возрасте и смерти, о состоянии ее после смерти. под психологией он подразумевал науку, которая может «изъяснить являющееся нам устройство и жизнь души из ее чистого существа, дабы привести человека в истинное самопознание. источниками психологии служат не только наблюдение, но также умозрение и откровение. без психологического изучения философские теории будут шатки и мечтательны». рус. национальный характер он определяет следующим образом: характер русский есть характер универсальный, сношения с востоком внесли в него восточный элемент, но он «питается сочувствием к западу». можно предположить, считает он, что рус. философия будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко укоренилась в рус. духе и вошла в самое его существо. осн. произв.: «записки по психологии», 1869; «общее естествословие души».




Впоследствии, русский
    Впоследствии , после


Архимандрит, русский
  1. Архимандрит , духовенство

  2. (греч . archimandrites), старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели православных монастырей.


Настоятель, русский

Сомнамбулизм, русский
    (от лат . somnus - сон и ambulo - хожу) (лунатизм), расстройство сознания, при котором автоматически во сне (отсюда название - снохождение) совершаются привычные действия (напр., ходьба, перекладывание вещей).


Ясновидение, русский
  1. Получение знаний о некоих событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.

  2. (франц. clairvoyance ясное видение) – обладание информацией, возможно никому более не известной, полученной необычным путем восприятия или размышления; является, т. о., формой экстрасенсорного восприятия (эсв). в спиритизме термин «ясновидение» также используется для обозначения зрительного или слухового контакта с духами умерших, которые, как предполагается, окружают живых.


Одушевление, русский

Темперамент, русский
  1. Темперамент , характер

  2. Характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности

  3. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. темперамент – индивидная характеристи

  4. — характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности — скорости и интенсивности различных реакций.

  5. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

  6. (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний. со времен гиппократа и галена в зависимости от силы и скорости протекания волевого процесса и процесса чувствования, определяющихся соответствующим . темпераментом, выделяют 4 типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегматический. каждый тип темперамента рассматривается при этом как душевное выражение одного из 4 осн. «соков» тела: крови (haima, лат. sanguis), слизи (pflegma), черной желчи (melancholia) и желтой или белой крови (chole). в зависимости от большей или меньшей мотивирующей силы чувства сангвиник является человеком настроения, подвижным, быстро возбудимым, сравнительно легко переживающим неудачи и неприятности, непостоянным; меланхолик – впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах; холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; флегматиком называют медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. классическое выведение темперамента из отдельных «соков» или смеси их в различных пропорциях с научной точки зрения является несостоятельным; при рассмотрении темпераментов речь идет о структуре свойств всей личности.

  7. (от лат . temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к гиппократу и систематизированное и. кантом учение о четырех основных типах - сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у э. кречмера и у. шелдона).

  8. Постоянные, устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

  9. (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.


Устройство, русский
    Устройство, (у)строение, построение, строй, склад, складка, уклад, структура, механизм, организм; изготовление, приготовление, выполнение, исполнение, осуществление, организация. , конструкция, образование, строение


Самопознание, русский
  1. Так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:

  2. – познание я, самости, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного я. познай самого, себя, было написано над входом в храм аполлона в дельфах. это изречение фалеса (по др. источникам – хилона). сократ видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели. лессинг называл его центром, а кант – началом всей человеческой мудрости. гёте, напротив, считал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя – вызывает такое же недоверие``, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество недостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя – только в нем. каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган» («bedeutende fцrdernis», 1923). «как можно познать самого себя? благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. пытайся исполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено» («максимы и рефлексии»); см. самонаблюдение, самость.


Наблюдение, русский
  1. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, ус

  2. 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.

  3. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

  4. – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. на его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

  5. , целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

  6. Система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта.

  7. Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены

  8. Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.


Откровение, русский
  1. (от лат. revelatio, греч. apokalypsis) – обнаружение, раскрытие истины, самовыявление бога, божественного, духа. откровение воспринимается не рассудком, а сердцем (см. любовь). сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. согласно заявлениям религии, в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения, напр. авторы библии, моисей, христос (откровение в смысле своеобразного сверхприродного откровения – см. мф. 11, 27). иногда откровение трактуется гораздо шире (рим. 1, 19): под ним понимается всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению. однако позднее христианство устранило это различие благодаря учению о том, что уже верующий, читающий библию, может быть причастен к своеобразному откровению.

  2. , в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. выражается в тексте "писания" (в иудаизме и христианстве - библия, в исламе - коран) и в "предании", также получающем письменную фиксацию (в иудаизме - талмуд, в христианстве - сочинения "отцов церкви", в исламе - сунна).


Агапе, русский
    (греч.) – также любовь к ближнему (лат. caritas). в отличие от эроса, т.е. страстной любви, агапе имела значение деятельной одаряющей любви. важное понятие в философии плотина (эннеады, vi, 6).


Авицеброн, русский
    (авенцеброль) – см. габиролъ.