Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Виртуальности гипотеза

Глоссарий по философии
    – основанная на работах э. бехера гипотеза, согласно которой человеческий организм представляет собой виртуальную форму, т.е. состоит из согласованных между собой органов (виртуальные образования первого порядка), и благодаря руководству энтелехии является типической целостностью, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. головной мозг есть орган, обладающий способностью к новым виртуальным образованиям. напр., согласно этой гипотезе, раздражитель представляет собой нарушение равновесия виртуальной системы организма, восстановлением которого является ощущение. нарушение равновесия и его восстановление образуют виртуальное образование второго порядка. физическим коррелятом психического является в таком случае не тело, а совокупность виртуальных процессов. для разрешения проблемы связи души и тела эта гипотеза дает следующее: между руководством души (энтелехией) и виртуальными образованиями первого порядка имеется взаимодействие, а между процессами сознания и виртуальными образованиями второго порядка – параллелизм.




Гипотеза, русский
  1. Гипотеза , догадка , строить гипотезу

  2. (от греч. hipo под, thesis тезис) высказывание или система высказываний, представляющих собой предположение о существовании объекта, связи или причины явлений.

  3. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. в психологии – предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентиров

  4. Одна из трех частей нормы права, которая указывает на условия ее действия. в г. устанавливаются конкретные обстоятельства, наличие или отсутствие которых создает предпосылки для реализации данной нормы в форме правоотношения. как правило, в г. содержатся

  5. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. в психологии – предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. в ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих выбирается более определенное направление поиска. в качестве общих гипотез не обязательно должны предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.

  6. (греч . hypothesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

  7. Структурная часть нормы права.

  8. (от греч. hypothesis – основание, основа) – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами: «hypotheses поп fingo» (лат.) – «гипотез я не измышляю» (ньютон). гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией; она верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины; она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания. «существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или модифицируется, – короче, опыт расширяется» (мах). факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию (пуанкаре, наука и гипотеза, 1906).

  9. Частично обоснованная закономерность знаний, или для связи между различными эмпирическими фактами, или для объяснения факта или группы фактов. в интеллектуальных системах г. порождаются в процессе обучения систем (в частности, при обучении на примерах).

  10. Априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса


Гипотеза ad hoc, русский
    Гипотеза, которая не имеет никаких новых следствий по сравнению с предшествующей гипотезой, или ни одно из ее следствий не подтверждается, эксперимент не может быть проведен или дает негативный результат, или она получена из предшествующей гипотезы путем


Гипотеза альтернативная, русский
    Гипотеза, согласно коей различия между выборками статистическими являются значимыми – отражают соответственное различие внутри популяции или между популяциями, откуда взяты эти выборки. обычно она соответствует рабочей гипотезе исследователя.


Гипотеза дивергенции, русский
    Подход к изучению менеджмента, признающий, что поиск эффективного управления требует ясного понимания культуры, в которой работают люди.


Гипотеза компактности, русский
    Предположение о том, что образы в пространстве признаков группируются из изображений (точек пространства), которые могут быть отделены друг от друга гиперповерхностями простого вида. гипотеза компактности используется при распознавании образов, когда применяется принцип разделения.


Гипотеза конвергенции, русский
    Подход к изучению менеджмента, который постулирует, что принципы эффективного менеджмента универсальны, и то, что эффективно применяется в одной культуре (например, североамериканской, западноевропейской), равным образом будет работать и в любой другой культуре.


Гипотеза концептуально-пропозициональная, русский
    Предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти – о том, что в памяти долговременной хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, но некие интерпретации событий, формируемые в виде концептов и высказываний, или пропозиций.


Гипотеза научная, русский
  1. Предположение, выдвигаемое как временное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с позиций теории, коей прид

  2. Предположение, выдвигаемое как временное на основе наличных наблюдений и уточняемое последующими экспериментами. касается связей, закономерностей и существенных свойств определенных областей действительности, наиболее вероятных с позиций теории, коей придерживаются ученые-исследователи, ответ на поставленный вопрос-проблему. может формулироваться на различных уровнях обобщения, но формулировка должна быть конкретной, соотносясь с конкретными явлениями. основное требование к гипотезе – ее проверяемость. возможна постановка нескольких равновозможных гипотез одновременно – тогда они проверяются последовательно. когда гипотеза сформулирована, переходят к ее проверке на опытном материале. здесь тоже можно выделить несколько этапов. так, нужно определить общую стратегию и тактику исследования – те общие принципы, по коим оно будет строиться. этот этап можно назвать организационным; здесь применяются соответственные методы организационные, и как основной – метод сравнительный. гипотеза, проверяемая экспериментально, формулируется как предполагаемая связь между переменными независимыми и переменными зависимыми. для ее проверки нужно ввести переменную независимую и выяснить, что будет происходить с переменной зависимой.


Гипотеза об обучении путем проб, русский
    – утверждает, что бессознательных психических движений не существует, что кажущееся бессознательным движение всегда находится в связи с другими, причем первый член этой связи, служащий всегда основанием, осознан, а последующие совершаются автоматически, обеспечивая путем проб достижение поставленной цели (см. бессознательное).


Гипотеза относительности лингвистической, русский
  1. Гипотеза э. сепира и б. уорфа об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. согласно ей, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, «картины» мира, присущие носителям конкретного языка. языковые конструкции

  2. Гипотеза э. сепира и б. уорфа об обусловленности восприятия и мышления этноспецифическими структурами языка. согласно ей, языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы, «картины» мира, присущие носителям конкретного языка. языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, присущей носителям данного языка и выступающей в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов внешней действительности. различие между этими образами действительности тем более, чем далее отстоят языки друг от друга, ибо грамматический строй языка навязывает способ членения и описания действительности. эта гипотеза послужила толчком к исследованию взаимосвязи языка и познания и поставила ряд важных лингвистических и психологических проблем. но в ней формирующая роль языка в процессах познания преувеличивается, что ведет к представлению о некоей отгороженности познания, реализуемого посредством структур языка, от реального мира, к отдалению значений от общественной практики и даже может привести к тезису о тождестве языка и мышления.


Гипотеза стволовой линии, русский
    Гипотеза, согласно которой рост опухоли после имплантации (в эксперименте)


Человеческий, русский
    Человеческий , изверг рода человеческого


Образования, русский
    Плазмолеммы


Обладающий, русский

Раздражитель, русский
  1. Любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма; всякий фактор, воздействующий на организм и способный вызвать некую ответную реакцию. это понятие – родов

  2. Любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма; всякий фактор, воздействующий на организм и способный вызвать некую ответную реакцию. это понятие – родовое по отношению к понятиям стимула и сигнала. при наличии фиксированной причинно-следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма раздражитель выступает как стимул, а соответственное изменение – как реакция.

  3. Фактор окружающей или внутренней среды, изменяющий состояние возбудимых структур


Равновесия, русский

Восстановление, русский
  1. Восстановление, возобновление, воскрешение, возрождение, исправление, оживление, освежение, реставрация.

  2. , см. окислительно-восстановительные реакции.

  3. Regain

  4. Процесс приема электронов, протекающий в окислительно-восстановительных реакциях.


Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Разрешения, русский

Взаимодействие, русский
  1. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. исследованиями установле

  2. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. нужно иметь в виду, что эти виды – не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

  3. , философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

  4. – в философии канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. в окказионализме, в философии лейбница и лотце взаимодействие понимается метафизически. в психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. вопрос об отношении души и тела). согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей к. штумфу и э. бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную – физическую и психическую – причину и соответственно следствие. эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. ее сторонниками являются э. гартман, у. джемс, о. кюльпе, э. бехер, а. венцль.

  5. Термин, который в химии встречаются в следу-ющих понятиях § донорно-акцептороное взаимодействие включает случаи переноса заряда между молекулами донора и акцептора без образования меж-

  6. Философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, а также порождение одним объектом другого. свойства объекта могут прояв


Параллелизм, русский
    1. неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий, процессов.


Виссарион в, русский
    Асилий (bessarion basilius), виссарион никейский (род. ; 1403, трапезунд – ум. 18 февр. 1472, равенна) – греч. гуманист; с 1439 – кардинал. известен как переводчик греч. авторов на лат. язык и распространитель древнегреч. филологии и платонизма на западе. его речи и письма содержатся в книге минье «patrologia graeca», т. 161, 1866.


Винцент из бове, русский
    (vincentius bellovacensis) (ум. ок. 1264) – франц. ранний схоласт; учитель сыновей людовика святого. его всеобъемлющее, состоящее из четырех частей («зерцало науки», «зерцало истории», «зерцало естества» и «зерцало благочестия») произв. «speculum majus» («великое зерцало»), представляющее собой энциклопедию средневекового знания, пользовалось большой популярностью.