Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Достаточного основания закон

Глоссарий по философии
    – общий логический принцип, согласно которому положение считается истинным только в том случае, если приведено достаточное основание его истинности. в составе достаточного основания должны быть заведомо истинные суждения, уже доказанные опытным путем или выведенные из истинности др. положений. закон достаточного основания является общим методологическим принципом в логике. впервые сформулированный готфридом вильгельмом лейбницем, он характеризует одну из существенных черт логически правильного мышления – доказательность.




Логический, русский
  1. Имеющий отношение к интеллектуальным элементам сообщения, высказывания, в отличие от его психологического, эмоционального или формального грамматического содержания напр, выделяют понятие л ударения, которое произвольно выделяет определенный элемент

  2. . – соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике.


Достоевский ф, русский
    Едор михайлович (род. и нояб. 1821, москва – ум. 9 февр. 1881, петербург) – великий рус. писатель-философ. описывал неисследованные глубины и загадки мира и человеческой души, пограничные ситуации, в которые попадает человек и в которых его личность терпит крах. герои его романов находятся в противоречии с самими собой. они (и достоевский) ищут то, что скрывается за внешней стороной христ. религии и окружающих их вещей и людей; все они принадлежат к не имеющей средств, голодающей и мерзнущей рус. интеллигенции больших городов. «вряд ли есть другой такой писатель, который мучил бы своих читателей так беспощадно, как достоевский, мучил не описаниями внешней нищеты или надуманного коварства, но просто тем, что он проникает до самого дна в хаос человеческой души и рассказывает обо всем, что он там видит. но в то же время ни один писатель не пользовался такой любовью, как достоевский. никто не умел с таким искусством находить божественную искру даже в самых заброшенных созданиях, не было второго такого красноречивого защитника униженных и оскорбленных. может быть, именно здесь наиболее сильно и убедительно проявляется его дар ясновидения» (a. luther, geschichte der russischen literatur, 1924). реальный и мистический элементы в их своеобразном сочетании, как ни у какого др. писателя, являются отличительной чертой творчества достоевского. жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на душу человеческую, воспринимающую и переживающую эту сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, прозорливая мысль и слепая вера, – внешние обстоятельства владеют человеком не меньше, чем таинственное мистическое начало, неизменно сопутствующее всякому проявлению человеческой личности. в глубине жизненных явлений лежит у достоевского трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. как трезвый наблюдатель, достоевский не мог закрывать глаза на новые черты общественной жизни пореформенной россии. он отстаивал необходимость для россии идти вперед в отличие от запада мирным путем, без коренных социально-политических потрясений. в 1872 он написал роман «бесы» – пророческое остережение против чудовищных последствий социалистической доктрины. «смута», «безграничный деспотизм», «обращение девяти десятых людей в рабство», «снятие ста миллионов голов», «полное послушание, полная безличность», «атеизм», «шпионство». «каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом», «мы пустим пьянство, сплетни, донос». в «дневнике писателя», анализируя политическую и общественную жизнь россии и запада, достоевский любые факты текущей жизни стремится ввести в широкий философско-исторический контекст. при этом явственно сказывается главная черта его мировоззрения – неприятие им революции; социализм он определяет как «повсеместный грабеж», как «мрак и ужас, готовимый человечеству», как «такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что все здание рухнет под проклятиями человечества» (1873). главной идеей своего реализма достоевский считал стремление «найти человека э человеке», а это, в его понимании, значило (как он неоднократно разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей эпохи) показать, что человек не мертвый маханический «штифтик», не «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых посторонних, внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра и зла. а потому человек, по мысли достоевского, в любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах всегда в конечном счете сам отвечает за свои поступки. никакое влияние внешней среды не может служить оправданием злой воли, любое преступление неизбежно заключает в себе нравственное наказание. пафос неприятия, нравственной ему непримиримости и в жизни отдельного человека, и в жизни общества в целом составляет облик достоевского как мыслителя-гуманиста. осн. произв. (кроме упомянутых): «бедные люди» 1845; «записки из мертвого дома», 1860; «униженные и оскорбленные», 1861; «идиот», 1868; «преступление и наказание», 1886; «братья карамазовы», 1880.


Досократики, русский
    (нем. vorsokratiker; франц. presocraques; англ. presocratics) – греч. философы до сократа: ионийские натурфилософы, элеаты и более поздние натурфилософы. сохранившиеся от них тексты собраны в соч. x. дильса «fragmente der vorsokratiker», 1903 («фрагменты досократиков»). собрание дильса объединяет свыше 400 имен, а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. осн. предмет философствования у досократиков – космос – мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. к досократикам относятся фалес, анаксимандр, анаксимен, гераклит, диоген аполлонийский, ксенофан, пифагор, парменид и его ученики из элей, эмпедокл, анаксагор, левкипп и демокрит. см. греческая философия.