|
|
|
|
|
|
|
|
|
Досократики
Глоссарий по философии |
(нем. vorsokratiker; франц. presocraques; англ. presocratics) – греч. философы до сократа: ионийские натурфилософы, элеаты и более поздние натурфилософы. сохранившиеся от них тексты собраны в соч. x. дильса «fragmente der vorsokratiker», 1903 («фрагменты досократиков»). собрание дильса объединяет свыше 400 имен, а также фрагменты предфилософских теокосмогоний. осн. предмет философствования у досократиков – космос – мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. к досократикам относятся фалес, анаксимандр, анаксимен, гераклит, диоген аполлонийский, ксенофан, пифагор, парменид и его ученики из элей, эмпедокл, анаксагор, левкипп и демокрит. см. греческая философия.
|
|
Анаксимандр, русский
- (ок . 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке "о природе". ученик фалеса. создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. высказал идею о происхождении человека "от животного другого вида" (рыб).
- Из милета (ок. 611-545 до р. x.) – ионийский натурфилософ, ученик и исследователь фалеса. его соч. «о природе» было первой философской работой, появившейся на греч. языке. он первый поставил вопрос о «начале» всего сущего и определил это начало как принцип, апейрон. апейрон (греч. apeiron – неопределенное) – это первовещество, бесконечность природы, нечто «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества.
|
Достаточного основания закон, русский
– общий логический принцип, согласно которому положение считается истинным только в том случае, если приведено достаточное основание его истинности. в составе достаточного основания должны быть заведомо истинные суждения, уже доказанные опытным путем или выведенные из истинности др. положений. закон достаточного основания является общим методологическим принципом в логике. впервые сформулированный готфридом вильгельмом лейбницем, он характеризует одну из существенных черт логически правильного мышления – доказательность.
Долженствование, русский
– по канту, определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива. согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще. несвободно осуществляемое действие не имеет этического значения.
|
|
|
|
|
|
|