Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Идеализм трансцендентальный

Глоссарий по философии
    – осн. учение канта, согласно которому постигаемы не вещи в себе, а вещи лишь как явления: в частности, всякому опыту, оформленному в понятия, присуща лишь реальность восприятия, т.е. «эмпирическая реальность»; в то же время опыту как явлению, и в частности априорным или категориальным составным частям его как понятия, присуща «трансцендентная идеальность».




Идеализм, русский
  1. Философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное первичным, а материю, природу, физическое вторичным, производным, зависимым. различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. идеализм объективный утверждает, что основой в

  2. (франц. idealisme, от греч. idea – идея) – в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. в метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (платон, шеллинг, гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (декарт, мальбранш, фихте). в теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия – esse est percipi (лейбниц, беркли, шопенгауэр); см. неоидеализм, немецкий идеализм; противоположность – реализм. «магическим идеализмом» называют картину мира: 1) романтизма, 2) первобытного человека, поскольку идея, представление мыслятся как чудодейственный фактор.

  3. (франц . idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. основные формы идеализма - объективный и субъективный. первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - платон, плотин, прокл; в новое время - г. в. лейбниц, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель. субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях дж. беркли, д. юма, раннего и. г. фихте (18 в.). в обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.


Трансцендентальная философия, русский
    – по канту, с точки зрения его критицизма, это система всех рассудочных понятий и принципов, поскольку они связаны с предметами, которые даны нам чувственно и благодаря этому могут быть подтверждены опытом. в нем. идеализме, особенно у шеллинга, понятие трансцендентальной философии имеет спекулятивно-метафизический смысл.


Трансцендентальный, русский
  1. Трансцендентальный , отвлеченный

  2. (от лат. transcendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. сущее – вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, – нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. коперниковский поворот). трансцендентальную философию кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. неокантианец баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. в настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.

  3. (от лат . transcendens, род. п. transcendentis - выходящий за пределы),..1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)...2) в философии канта - априорные (см. априори) формы познания, организующие опытные данные.

  4. Максимально обобщенный, изначально присущий разуму, но не приобретенный.


Трансцендентальный метод, русский
    , главный принцип критической философии канта, ограничивающего сферу компетенции теоретической философии уяснением логических (трансцендентальных) оснований научного познания (идеалом которого выступает математика и классическая механика), т. к., по канту, разум обладает достоверным знанием лишь о предмете, сконструированном им самим. учение о трансцендентальном методе разрабатывали неокантианцы.


Реальность, русский
  1. Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

  2. (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

  3. (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.


Восприятия, русский

Идеальность, русский
    – бытие как голая идея или представление, в противоположность реальности – бытию в объективной действительности.


Идеальность, русский
    – бытие как голая идея или представление, в противоположность реальности – бытию в объективной действительности.


Идеал трансцендентальный, русский
    – по канту, представление, идея, необходимое понятие разума о боге не как понятие его доказанной реальности (см. доказательства бытия бога), а как «регулятивный принцип разума, состоящий в том, что разум рассматривает все соединения в мире так, как если бы они возникали из вседостаточной необходимой причины», и вследствие того «идея не только in concreto, но и in individuo».