|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мистицизм
Глоссарий по философии |
- – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению – в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.
- , умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лищь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. как философская доктрина - разновидность интуитивизма и иррационализма.
|
|
Пристрастие, русский
Пристрастие , любовь, пристрастный
Склонность, русский
- Склонность , любовь
- Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. ее основа – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. появлен
- Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. ее основа – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей, хотя бывают случаи несовпадения склонности и способностей.
- – врожденная или приобретенная предрасположенность, которая благоприятствует определенному чувству или желанию, иначе говоря, облегчает его возникновение; кант понимает под склонностью просто «привычную чувственную страсть»; он резко противопоставляет ей долг. шиллер видит идеал в гармонии склонности и долга. сильно выраженная склонность называется влечением, страстью.
Реальность, русский
- Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.
- (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.
- (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.
Разновидность, русский
- Разновидность, видоизменение, вариант, вариация; разночтения, версия. , вариант
- , в биологии - таксономическая категория (ранг) ниже подвида в систематике растений. разновидность - группа особей, отличающихся от типичных для вида особей какими-либо второстепенными признаками (характером роста, окраски).
Интуитивизм, русский
, течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни - а. бергсона и др., попытка соединить их - для н. о. лосского, с. л. франка, е. н. трубецкого, французского неотомизма, отчасти - феноменологии.
Иррационализм, русский
- Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».
- – учение, внутренне близкое агностицизму, – определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше. шеллинг называет иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее вечно остается в основе. из этого внерассудочного родился рассудок в собственном смысле.
- , обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. противоположен рационализму.
|
Михайловский н, русский
Иколай константинович (род. 15 нояб. 1842, мещовск – ум. 28 янв. 1904, петербург) – рус. социолог, публицист, теоретик «народничества», один из создателей субъективного метода в социологии. истина, по михайловскому, не есть воспроизведение объективных свойств вещей, она существует лишь для человека и удовлетворяет его познавательные способности. именно эту сторону должна брать социология, имеющая дело с целеполагающими и этическими факторами человеческой деятельности, с преломлением в ней групповых социальных интересов. мерилом прогресса является личность, ее развитие в «разнородных» направлениях. однако история шла скорее по линии разделения труда, что приводило к «однородности» личности, превращению ее в простой придаток общественного механизма и появлению конфликтов между личностью и обществом. но развитие полноценной личности, полагал михайловский, не должно приводить к ее отчуждению от общества, напротив, она должна развиваться в кооперации с равными себе. произв. михайловского были изданы в «поли. собр. соч.», тт. 1-8, 1906-1914.
Мистерии, русский
- – см. мистика.
- (от греч . mysterion - тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные - мисты. в др. египте - мистерии исиды и осириса; в вавилонии - мистерии таммуза; в др. греции - элевсинские мистерии, орфические мистерии, самофракийские мистерии; в др. риме - мистерии вакха, аттиса и др.
|
|
|
|
|
|
|