Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Неосхоластика

Глоссарий по философии
  1. – дальнейшее развитие схоластики после реформации. это развитие получило выражение частично в форме давно исчезнувшей протестант, неосхоластики, частично в форме католич. неосхоластики, расцвету которой способствовала контрреформация и которая после периода упадка (особенно в 18 в.) усилилась снова (начиная с сер. 19 в.). зародилась неосхоластика уже в эпоху реформации. каетан, аугсбургский противник лютера на диспутах, был ее первым представителем. особенно широкое распространение неосхоластика получила в испании благодаря вновь основанному ордену иезуитов; вначале она опиралась на философию аристотеля и фомы аквинского. первая система католич. неосхоластики была создана иезуитом суаресом ок. 1600; в германии наиболее влиятелен был иезуит грегор валенсийский (1549-1603). в католич. неосхоластике произошел раскол из-за разногласий между учением доминиканца банеца (1528-1604) о предопределении – банецианизмом – и учением о свободе иезуита луи де молина (1535 – 1600) – молинизмом. в италии близкие к неосхоластике позиции занимали некоторые аристотелики эпохи возрождения (напр., патриций); представителем неосхоластики, в сущности, был и кампанелла, а самым крупным ее сторонником в италии 16 и 17 вв. является бел л ар мин. во франции ярко выраженных форм неосхоластики почти не было, хотя даже декарт был ей внутренне близок. католич. неосхоластика проникает также в польшу и южную америку. уже в 18 в., но особенно в нач. 19 в. многие, гл. о. нем. католич. философы, такие, как дойтингер, фрошаммер, гюнтер, более или менее отдалились от неосхоластики. после того как орден иезуитов, распущенный в 1773, был официально восстановлен (1814), неосхоластика стала возрождаться вновь: в германии, в частности, этот процесс связан с деятельностью иезуита клойтгена, позже ее развитие шло в русле неотомизма. представители неосхоластики 20 в.: катрейн, гёртлинг, пшивара, гейзер, грабанус. в основе протестант, неосхоластики в ее лютеранской форме лежат учение меланхтона и своеобразное подражание аристотелю; одним из наиболее известных ее систематиков, повлиявшим и на христиана вольфа, был шейблер. более поздние представители неосхоластики, такие, как касмаи, гутке, юнгиус, сеннерт, таурелл, все больше и больше выходят за ее рамки. уже корнелиус мартини (1568-1621) выступает против господства теологии, а якоб томазий в 1670 предсказывает ее крах. окончательно преодолевает неосхоластику лейбниц. клеменс тимплер (1540-1604) заложил основы реформированного направления протестант, неосхоластики; к нему примкнули автор «лексикона» гоклений, картезианец клауберг, разрабатывавший онтологические проблемы, и, кроме того, альтузий, теоретик философии государства и социолог. перенесенная в голландию неосхоластика просуществовала до 18 в., пока школа лейбница – вольфа окончательно не вытеснила ее, заимствовав ряд ее идей.

  2. , собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики. возникла в нач. 19 в., получила особое развитие с кон. 19 в., когда главным течением неосхоластики стал неотомизм. в испании (с сер. 20 в. и в германии) развивался суаресизм (см. суарес ф.). ряд школ пытается синтезировать томизм с новейшими философскими течениями (лувенская школа в бельгии, пуллахская школа в германии).




Протестант, русский

Контрреформация, русский
    , церковно-политическое движение в европе сер. 16-17 вв. во главе с папством, направленное против реформации. в основу программы контрреформации легли решения тридентского собора (1545-63). осуществлялась в основном с помощью инквизиции. активные проводники контрреформации - монашеские ордена.


Распространение, русский

Кампанелла, русский
  1. (campanella) томмазо (род. 5 сент. 1568, стило, калабрия – ум. 21 мая 1639, париж) – итал. философ, поэт, политический деятель; доминиканец строго церковного толка, защищал идею папско-католич. единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. кампанелла восставал против изучения природы по трудам аристотеля и требовал изучения самой природы. сохранение и поддержание собственного бытия – высшая цель поведения. воля целиком и полностью направлена на власть; власть достигается благодаря знанию, которое и должно быть положено в основу всего воспитания. в своей книге «gitta del sole» (1602; рус. пер. «город солнца», 1948) кампанелла рисует картину совершенного государства в христ.-коммунистическом духе (см. также утопия), в котором господствуют священники-философы (во главе с папой, олицетворяющим собой идеал). иезуиты во время своего господства в парагвае (1688-1768) пытались создать такой «город солнца».

  2. (от итал . campanella - колокольчик), музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. известный образец - "кампанелла" листа (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы н. паганини).

  3. (campanella) томмазо (1568-1639) , итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. в "философии, доказанной ощущениями" защищал натурфилософию б. телезио; неоднократно обвинялся в ереси. в 1598-99 возглавил в калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в т. ч. "город солнца" - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. автор канцон, мадригалов, сонетов.---(campanella) томмазо (5 сентября 1568, стило - 21 мая 1639, париж), итальянский богослов, философ, гуманист, поэт.родился в семье сапожника. в 1582 вступил в доминиканский орден. не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, кампанелла познакомился с натурфилософией б. телезио, учение которого защищал в первом своем трактате "философия, доказанная ощущениями" (1591). спасаясь от гонений орденских властей, бежал из неаполя на север италии, где его арестовали по обвинению в ереси. после суда и тюремного заключения в риме кампанелла вернулся в неаполь, а затем в калабрию. здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. в неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. в заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия "город солнца" 1623), "монархия мессии" (1633), "метафизика" 1638), "побежденный атеизм" (1631), "апология галилея" (1622).в 1626 кампанелла добился перевода в рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу урбана viii, кампанелла смог получить освобождение. однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, кампанелла бежал во францию, где, пользуясь покровительством кардинала ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство франции к борьбе за освобождение италии от испанского гнета.современник основателей философии и науки нового времени - кеплера и галилея, бэкона и декарта - сам кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего возрождения. человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства. способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. в своей антропологии кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего петрарке и манетти.сочинения:город солнца. м., 1954.метафизика // чаша гермеса. гуманистическая мысль эпохи возрождения и герметическая традиция. м., 1996. с. 323-333.tutte le opere. milano, 1954.литература:штекли а. э. кампанелла. м., 1959.штекли а. э. "город солнца": утопия и наука. м., 1978.amabile l. fra tommaso campanella ne`castelli di napoli, in roma ed in parigi. napoli, 1887. v. 1-2.firpo l. ricerche campanelliane. firenze, 1947.о. ф. кудрявцев


Неотомизм, русский
  1. – ядро неосхоластики уже со времени возникновения католич. движения, направленного против реформации. особое развитие неотомизм получает после официального возрождения церковью и папой львом xii (энциклика «aeterni patris», 1879) философии фомы аквинского. неотомизм является одним из наиболее значительных направлений современной философии; больше всего он распространен во франции и бельгии, но имеет своих представителей почти во всех др. западноевропейских странах. важнейший исследовательский центр – высший ин-т философии, основанный при лувенском католич. ун-те в 1882 кардиналом дезире мерсье (1851 – 1926). наиболее известный представитель современного неотомизма – жак маритен. кроме него, следует упомянуть жильсона и сертиланжа. неотомисты занимаются гл. о. проблемами метафизики – учение о действии и потенции: пассивная потенция выражает реальное ограничение действия; наличное бытие является действием определенного бытия, становление есть переход от потенции к действию; проблемами натурфилософии – гилеморфизм: материя относится к форме так же, как потенция к действию; субординация сущего определяется тем, какова степень его наполненности бытием: неживое тело, растение, животное, человек; проблемами духа, его двумя важнейшими функциями – познанием и волением; вопросами познания – осн. различие между чувственным и рациональным познанием; учением о боге – бытие всех вещей зависит от свободной божественной воли; конечное бытие создано по образу и подобию бога как совершенного бытия; проблемами этики – блаженство для человека достижимо только через его восхождение в конце концов к чистому и совершенному бытию.

  2. , наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения фомы аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы льва xiii единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма. распространен в италии, испании, франции, бельгии, германии, сша, странах лат. америки. представители - э. жильсон, ж. маритен, м. грабман и др. главный центр - высший институт философии при университете в лувене (основан д. мерсье в 1888).


Неореализм, русский
  1. – господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в кембридже и было основано в 1903 дж. муром. оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа, т.е. метода естествознания. философия как система отвергается. в центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. кроме мура, неореализм представлен с.александером, ч. д. бродом, с.л.морганом, б.расселом, а.н.уайтхедом и др. вторая группа неореалистов, возглавляемая а.айером, близка неопозитивизму.

  2. , 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. 20 в. фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. художественный манифест - фильм "рим - открытый город" (1945, режиссер р. росселлини). главные представители в киноискусстве - ч. дзаваттини, л. висконти, в. де сика, дж. де сантис, п. джерми; в литературе - в. пратолини, к. леви, э. де филиппо. неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии италии, кино других стран. 2) в изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. художники этого круга (напр., б. таслицкий, а. фужерон во франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. позднее они (подобно р. гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.

  3. , направление в философии 20 в. основные идеи выдвинули дж. э. мур и б. рассел, в особую доктрину был развит в сша (р. перри, у. монтегю, э. холт, э. сполдинг, у. марвин, у. питкин). выдвинул положение о непосредственной "данности" познаваемой вещи в сознании, ведущее к растворению внешнего мира в мышлении. основа космологии неореализма - теория эмерджентной эволюции. в 1930-х гг. утратил влияние.