Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Палингенез

Глоссарий по философии
  1. – возрождение. у гераклита, напр., палингенез – постоянное обновление всего существующего благодаря вечному огню, у платона – обновление человеческой души в результате ее преобразований. в христ. учении палингенез истолковывается как новое рождение человека в результате крещения. у дарвина же палингенез – явление повторения в процессе развития зародыша тех состояний, которые имели место у далеких предков.

  2. (от греч . palin - снова, опять и ...генез), появление у зародыша признаков, свойственных взрослым формам более или менее отдаленных предков. термин введен э. геккелем (1866) при обосновании им биогенетического закона.

  3. , образование магмы (главным образом гранитной) в результате полного или частичного (избирательного) переплавления горных пород в глубинных зонах земли.




Возрождение, русский
  1. Возрождение , восстановление

  2. Эпоха ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.

  3. (ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран зап. и цент. европы (в италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. отличительные черты культуры возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). возрождение возникло и ярче всего проявилось в италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт данте, художник джотто и др. творчество деятелей возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев лоренцо валлы, пико делла мирандолы и др.). пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (брунеллески, альберти, браманте, палладио в италии, леско, делорм во франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. художники (донателло, мазаччо, пьеро делла франческа, мантенья, леонардо да винчи, рафаэль, микеланджело, тициан, веронезе, тинторетто в италии; ян ван эйк, рогир ван дер вейден, брейгель в нидерландах; дюрер, нитхардт, хольбейн в германии; фуке, гужон, клуэ во франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. литература возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "гаргантюа и пантагрюэль" (1533-52) рабле, драмы шекспира, роман "дон кихот" (1605-15) сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. сонеты петрарки, новеллы боккаччо, героическая поэма ариосто, философский гротеск (трактат эразма роттердамского "похвала глупости", 1511), эссе монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи возрождения. в музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в италии, вильянсико в испании, баллада в англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. в эпоху возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (фичино) и пантеизма (патрици, бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (великие географические открытия), астрономии (разработка коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (везалий).

  4. – см. просвещение.


Обновление, русский

Преобразований, русский

Повторения, русский

Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Панвитализм, русский
    (от греч. pan – все и vita – жизнь) – натурфилософское учение, согласно которому в природе всюду царит жизнь.


Паладьи, русский
    (palagyi) мельхиор (род. 26 дек. 1859, пакш, венгрия – ум. 14 июля, 1924, дармштадт) – венг. философ-виталист, работавший в германии. в своем труде «neue theorie des raumes und der zeit, entwurf einer metageometrie» (1910) паладьи выдвинул теорию, согласно которой трехосевая пространственная система координат дополняется четвертой осью, временем (см. также континуум); пространство не является застывшей системой бытия, но в различные моменты порождается временем. пространство «течет». все движения возникают из «эфира» – устойчивого носителя напряжений и передачи напряжений. с точки зрения психологии и гносеологии паладьи строго различает жизнь и дух. переживания, носителями которых является витальная жизнь, представляют собой непрерывный процесс. напротив, духовные явления в человеке (к которым паладьи относит наряду с сознанием и мышлением еще и волю) обнаруживаются только в нулевых точках и точках, соответствующих теперешнему состоянию, где акты прерывны, вневременны и невидимы. поэтому непрерывные явления, происходящие в мире и жизни, не могут быть поняты адекватно. свое «биоцентрическое» мышление, которое он, опираясь на гераклита, затем дополняет характеристиками, заимствованными у гёте, каруса, ницше, паладьи противопоставляет выдвинутому еще платоном и разделяемому декартом, ньютоном, кантом и др. «ошибочному логоцентрическому тезису». паладьи, в частности, оказал влияние на шелера и клагеса. осн. произв.: «streit der psychologisten und formalisten in der modernen logik», 1902; «naturphilosophische vorlesungen ьber die grundprobleme des lebens und des bewuяtseins», 1908; «zur weltmechanik», 1925; «ausgewдhlte werke», 3 bd., 1924-1925.