Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Самонаблюдение

Глоссарий по философии
  1. – непосредственный подход к (собственному) сознанию, вообще к психическому; при этом также непосредственный источник для всякой психологии (см. также вчувствование). трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными).

  2. (интроспекция) , наблюдение, объект которого - психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии (в. вундт, э. титченер и др.).


Интроспекция, русский
  1. Метод самонаблюдения.

  2. Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использова

  3. Метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. согласно дж. локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. на первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством – рефлексией. итак, даны два важных утверждения:

  4. (от лат. introspectare – смотреть внутрь) – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. в дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая томаса гоббса, джона локка, джорджа беркли, дэвида юма, джеймса милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии вильгельма вундта, освальда кюльпе, э. б. титченера. для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. в этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. вундт и титченер, так же как и кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. франц брентано и кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. к 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. в действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).

  5. (от лат . introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.




Непосредственный, русский
    Непосредственный , личный, прямо


Вчувствование, русский
  1. – способность переноситься в мир представлений др. человека, обусловливающая возможность его понимания. в плане психологическом – проекция собственных душевных состояний на воспринимаемое извне. теория вчувствования утверждает, что гештальткачества являются не свойствами воспринимаемых образов, но лишь чувствами наблюдателя, которые он вкладывает в вещи. в плане эстетическом вчувствование – это способность переносить наши собственные мысли, чувства, желания, поскольку они возбуждаются объектами природы или искусства, на сами эти объекты, как будто это является собственной внутренней жизнью последних (см. идентификация, одухотворение, сущность). теория вчувствования, начиная с гердера и особенно с фр. т. фишера, играет значительную роль в эстетике. т. липпс различает простое, или практическое, и эстетическое вчувствование.

  2. Метод психопатологического исследования, основанный на непосредственном понимании и


Одновременно, русский
    Одновременно, враз, зараз, разом, сразу, вместе с тем, в то же время. не говорите все вдруг, а кто-нибудь один. ср. сразу. , сразу


Наблюдения, русский

Следовательно, русский
    Следовательно, следственно, значит, знать, видно, итак, поэтому, посему, стало быть, стало, ясно; из этого видно, вытекает, выходит, следует, усматривается, явствует, можно вывести (заключить, усмотреть). стало, ты не понял меня. хорошо же ты написал ему,


Результаты, русский

Наблюдение, русский
  1. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, ус

  2. 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.

  3. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

  4. – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. на его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

  5. , целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

  6. Система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта.

  7. Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены

  8. Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.


Самоопределение, самоназначение, русский
    – понятие этики, противоположное понятиям косности, «инертности сердца». самоопределение является деятельным отношением к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает. понятие самоопределения имеется уже у кьёркегора и снова возрождается у ясперса, а также у хайдеггера и сартра. сущность самоопределения характеризуется словами, произнесенными якобы наполеоном i: on s`engaga, puis on voit (определяют тебя [для чего-либо], а потом смотрят), т.е. только наблюдают последствия. у сартра самоопределение характеризуется следующим образом: «человек, совершающий самоопределение и благодаря этому выясняющий для себя, что он не только тот, быть которым избрал для себя, но и законодатель, одновременно с самим собой избирающий все человечество, – этот человек едва ли должен избегать чувства своей полной и глубокой ответственности» («l`existentialisme est im humanisme», 1946). см. также труд, пассивизм.


Самарин ю, русский
    Рий федорович (род. 1819 – ум. 1876) – рус. философ, историк, общественный деятель; называл себя «неисправимым славянофилом». увлекшись философией гегеля, стремился примирить ее с учением православной церкви. воспринял и развил богословские взгляды хомякова, суть которых сводилась а тому, что восприятие мира внешнего и мира внутреннего – неразложимый и непосредственный факт сознания, который служит основой того и др. достоверность бытия связана с целым рядом психических процессов, напр. с сознанием личной свободы, на которой покоится нравственный мир. внешний мир в его сущности непостижим, тем более непостижимо божество, но в сокровенных тайниках личной жизни каждый человек слышит голос этого существа и испытывает его непосредственное действие. бытие бога – непреложный факт внутренней жизни. человек не имеет безусловного знания, но знание о безусловном у него есть. самарин в полном согласии с киреевским и хомяковым утверждает, что «истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. и духу в его живой цельности». особенно важно для характеристики самарина его письмо к герцену, в котором он настаивает на свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении герцена. в письме он пишет: «...т. н. свобода воли, или предполагаемая в человеке возможность (а следовательно, и право) самоопределения, есть не что иное, как устарелое суеверие, как «x», условный знак искомого, и заявление нашей неспособности уловить связь причин и явлений. из этого простой вывод: если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи ни о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую: сам человек не в силах выйти из-под гнета вещественной необходимости...» если мечта о свободе не более как продукт того же гнета, то этим оправдывается «всякое принуждение извне, всякий деспотизм,, всякое торжество сильнейшего над слабейшим». осн. произв.: «окраины россии», 1868-1876; «иезуиты и их отношения к россии», 1868; «чем нам быть?», 1875; «собр. соч.» в 10 тт., 18771896, изданные посмертно его братом.