|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фактичность
Глоссарий по философии |
(от лат. factum совершившееся, сделанное) – данность, в частности факт возлагания на себя ответственности за собственное существование; по хайдеггеру, фактичность – это фактичность факта существования. понятие фактичности заключает в себе бытие-в-мире некого «внутримирового» сущего, именно такое бытие, что это сущее может понять себя как находящееся во власти своей «судьбы» вместе с бытием сущего, которое оно встречает внутри своего собственного мира (см. заброшенность).
|
Достоверность, русский
- Одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. понятие достоверности близки к понятию валидности, но не вполне тождественно ему.
- , форма существования истины, обоснованной каким-либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством).
- – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке), непосредственной (основанной на созерцании, собственном восприятии, собственном переживании – интуитивная достоверность) или опосредованной, исторической или логической (полученной посредством сообщения или посредством мышления).
- Бесспорность, твердая обоснованность и строгая доказательность какихлибо знаний. достоверное суждение такое суждение, в котором высказывается твердо обоснованное знание.
|
Собственное, русский
Существование, русский
- Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование
- – см. экзистенция.
- ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.
Существования, русский
Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др
Заброшенность, русский
– в экзистенциализме хайдеггера означает неизбежное возлагание ответственности за существование на свое собственное бытие-в-мире, т.е. на самого себя, объект (wovor) страха (см. свобода). у сартра заброшенность для-себя-бытия есть »постоянно исчезающее следствие в-себе-бытия, которое настигает для-себя-бытие и посредством которого оно связано с в-себе-бытием, но которое никогда невозможно постигнуть». г. марсель для настроения заброшенности нашел формулу: «мы посажены на судно» («homo viator», 1945).
|
Факторов теория, русский
– социологическая концепция, объясняющая общественное развитие воздействием тех или иных равноправных факторов: экономики, техники, культуры, религии, морали и т. п. в социологии известны попытки объяснить это развитие воздействием одного какого-либо фактора (географического или геополитического, психологического, демографического и др.), но подобные стремления кончались неудачей, и потому в кон. 19 -нач. 20 в. ряд социологов (м. вебер, г. моска, m. m. ковалевский и др.) выдвинули теорию равноправных взаимодействующих факторов, играющих важную роль в истории общества. в тех случаях, когда анализ влияния этих факторов не сводился лишь к их описанию и субъективистскому толкованию, сторонникам данной теории подчас удавалось достичь в известной степени удовлетворительных результатов. особенно это относится к настоящему времени, когда ряд современных теорий общественного развития (теория «стадий роста» у. ростоу, теории индустриального и постиндустриального общества р. арона, д. белла, 3. бжезинского и мн. футурологические теории) за определяющие факторы взяли развитие техники и промышленности, а также связанный с научно-техническим прогрессом подъем социально-экономических и духовных процессов.
Файхингер, русский
- (vaihinger) ханс (род. 25 сент. 1852, нерен, близ тюбингена – ум. 17 дек. 1933, галле) – нем. философ; профессор с 1884. прежде всего известен как исследователь философии канта («kommentar zu kants kritik der reinen vernunft», 2 bde., 1881), основатель кантовского общества (1904) и печатного органа «kantstudien». в его осн. произв. «die philosophie des ais-ob" (1911) все ценности и идеалы рассматриваются только как фикции: эти фикции, т.е. есть допущения, сделанные нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели, противоречат действительности, а иногда даже и сами являются противоречивыми, но все же, несмотря на это, служат мышлению и жизни. в философии морали файхингер примыкал к этике шиллера, особенно это касается его понимания этического идеала. им также написаны: «hartmann, dьhring und lange», 1876; «nitezsche als philosoph», 1902 (рус. пер. «ницше как философ». спб., 1913); «pessimismus und optimismus», 1924.
- (vaihinger) ханс (1852-1933) , немецкий философ; разработал концепцию фикционализма (толкующего человеческие представления о мире как совокупность иллюзий, фикций).
|
|
|
|
|
|
|