Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Философия природы

Глоссарий по философии
    – см. натурфилософия.




Природа, русский
  1. Природа , игра природы

  2. (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci – то же самое) – то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. с точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. в этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально – бытие вообще: она есть все (гёте). сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации). в человеке обе сферы граничат друг с другом. именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной жизненной сферы), исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира. природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом. «кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его. мысль нельзя отделить от того, о чем думаешь, желание – от того, что возбуждает его» (гёте). как венец творения и посредника между природой и культурой, иначе говоря, историей рассматривал человека гердер (подобно песталоцци); гегель же, напротив, толковал природу как временно скрытый и бессильный дух. пантеизм приравнивал природу к богу, теизм разделял их. душевно-духовные отношения человека к природе простираются от почитания природы как одухотворенно ощущаемой (см. анимизм, естественная религия) через нерефлектированное, непосредственное переживание природы, т.е. чувство природы, вплоть до понятия природы в философском смысле, которое образовалось в ходе исследования природы, развития науки о природе; правда, данное понятие природы означает, на что указывал уже кант, в значительной мере формальное и абстрактное упрощение первоначального переживания природы (природа как «существование вещей, поскольку оно предопределено всеобщими законами», как «совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметами наших чувств, а вместе с тем и предметами нашего опыта»). природа наряду с историей является источником всего апостериорного познания (см. натурфилософия).

  3. , 1) в широком смысле - все сущее, весь мир в многообразии его форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, вселенная. 2) объект естествознания. 3) совокупность естественных условий существования человеческого общества; "вторая природа" - созданные человеком материальные условия его существования. осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство, условие самой человеческой жизни. совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, что требует установления их гармоничного взаимодействия. см. охрана природы.


Природа не делает скачков, русский

Природа не терпит пустоты, русский

Природа созданная, русский

Природа, живая, русский

Природная катастрофа, русский

Природная очаговость, русский
  1. , особенность некоторых инфекционных заболеваний - образование очагов, на территории которых возбудитель постоянно циркулирует среди определенных видов животных, распространяясь, как правило, членистоногими переносчиками.

  2. Особенность отдельных инфекционных болезней, заключающаяся в том, что они


Природная смола, русский
    Смола растительного или животного происхождения.


Природная среда, русский
    (окружающая природная среда) , природная составляющая часть среды обитания и производственной деятельности человечества - часть окружающей среды.


Природная целлюлоза, русский

Природная чрезвычайная ситуация, русский
    Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные


Природно, русский
  1. Очаговая болезнь, вызываемая одноименным арбовирусом антигенной группы в, передающимся

  2. Очаговая болезнь из группы бактериальных зоонозов, вызываемая francisella tularensis; передается

  3. Очаговая инфекционная болезнь с трансмиссивным (через иксодовых клещей) или алиментарным (через


Природно-техногенная катастрофа, русский
    Разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды


Природного характера, русский

Природное вещество, русский
    См. вещество(а).


Природное стекло, русский

Природное чутье, русский

Природной пористости, русский

Природные зоны, русский
    , см. зоны физико-географические.


Природные ингредиенты воды, русский

Природные карьерные скальные породы, русский

Натурфилософия, русский
  1. (от лат. nature природа) – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у сенеки. состояние развития натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из т. н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней. конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы. ими рассматривались следующие осн. проблемы: материя и ее (атомистическая) структура, гармония (математическая) вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического. значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. у аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. дальнейшее ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками. впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики. однако вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и натурфилософия, гл. о. со времени поздней схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как фома аквинский и альберт великий. наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (генрих фон лангенштейн, альберт саксонский, роджер бэкон, николай орезмский и физики-оккамисты). относящееся к началу нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (джордано бруно). вскоре произошло ее разделение на натурфилософию органического (парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (галилей), близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов исследования – шествию, возглавляемому леонардо да винчи, коперником; кеплером, сеннертом, галилеем, декартом. натурфилософия вселенной основана коперником, кеплером, ньютоном; последний под ней понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» – «точная наука о природе»). в 18 в. различаются «physica speculative» и «physica empirica» (физическая констатация фактов). в 1786 кант в «метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «критике способности суждения» – дополнительную критику натурфилософии органического, т.е. критику биологических понятийных построений. появившиеся в 1797 «идеи натурфилософии» шеллинга открыли идеалистический , конструктивно-умозрительный период натурфилософии. натурфилософия романтизма (окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли гегель и шопенгауэр. исследованиями в сфере органического специально занимались гёте и к. г. карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы. все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в 19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму; наконец она исчезла почти полностью – так же как и метафизика и по тем же причинам. материалистическую натурфилософию представляли бюхнер, молешотт и др.; ее использовал в своих аргументациях также и марксизм. у физиологов – иоганнеса мюллера, лотце, гельмгольца – натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания; в натурфилософии фехнера еще присутствует спекулятивный элемент. на основе естественнонаучных и естественноисторических исследований дарвина и геккеля развилась натурфилософия особого рода (см. монизм). к нач. 20 в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия. вильгельм оствальд создал натурфилософию неорганического (см. энергетизм); рейнке, дриш, паладьи и др. – органического (см. витализм). первая с этого времени стала господствующей (см. причинно-механическая картина мира, физическая картина мира, органический), особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. в настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук; «philosophie der natur» (1905) николая гартмана имеет знаменательный подзаголовок: «очерк специального учения о категориях».

  2. (нем . naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. интерес к природе в эпоху возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (дж. бруно, б. телезио, т. кампанелла, дж. кардано, парацельс, ф. патрици). в немецкой классической философии получила особенное развитие у ф. в. шеллинга и его последователей (л. окен, х. стеффенс, г. карус, г. шуберт, д. м. велланский и др.). развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.


Философия религии, русский
    – философский анализ феномена религии, в частности теория познания, логика и метафизика религии. истоки современной философии религии восходят ко времени возникновения в 17 в. понятия естественной религии. религией также была и возникшая тогда «естественная теология» (в противовес религии откровения). для систематического обоснования философии религии основополагающими являются следующие работы: кант. религия в пределах чистого разума, 1793 (м., 1908); schleiermacher. reden ьber die religion, 1799; гегель. философия религии, 2 т., 1831 (m., 1975-1977). если тогда философия религии звучала в унисон с церковным учением, то в 19 в., особенно со времени шопенгауэра и фейербаха, она стала критикой христианства (ницше). в 20 в. религия все чаще возвращается от вопроса о значимости религии к вопросу о ее сущности, если не принимать во внимание конфессиональную философию религии, которая защищает всеобщезначимость своих вероисповеданий.


Философия права, русский
    – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. в частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление. до настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (савиньи), неокантианское направление (р. штаммлер).