Глоссарий





Новости переводов

20 мая, 2024

Особенности редактирования презентации в формате pptx

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Этинтер

Глоссарий по философии
    (oetinger) фридрих кристоф (род. 6 мая 1702, геппинген – ум. 10 февр. 1782, муррхардт) – теолог, «нем. сведенборг», развивавший нем. мистику в эпоху просвещения. он пытался соединить мистическое понимание природы, заимствованное у я. бёме, с ньютоновской теорией тяготения; выступил против рационалистического дуализма души и тела, идущего из философии декарта; склонялся к теософии сведенборга, хилиазму и каббале. собр. соч.: «sдmtliche schriften», 6 bde., 1858-1866. избр. произв.: «die heilige philosophie», 1923.




Сведенборг, русский
  1. (swedenborg) эмануэль (род. 29 янв. 1688, стокгольм – ум. 29 марта 1772, лондон) – швед, ученый и теософ-мистик. развивал органологическую натурфилософию. позднее, все более впадая в оккультизм, он утверждал, что связан с «царством духа», откуда и воспринимает откровение. в соч. канта «грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766) сведенборг упоминается как пример некритически-фантастической метафизики. его мистицизм оказал большое влияние на многих мыслителей 18 и даже 19 в. сторонники сведенборга (церковь «нового иерусалима») организовали многочисленные общины в англии, северной америке, швеции, польше, германии. его произв. в пер. на рус. язык: «избр. соч.», вып. 1. лондон, 1872; «о сообщении души и тела». спб., 1910.

  2. (swedenborg) эмануэль (1688-1772) , шведский ученый и теософ-мистик. труды по горному делу, математике, астрономии и др., ряд технических проектов. общины последователей теософии сведенборга существуют в различных странах, преимущественно в сша и великобритании.


Philosophie, немецкий

Этическая теология,, русский
    Также м о ральная теология – понятие, употребленное кантом в труде «критика практического разума». согласно канту, существование нравственного закона, определяющего моральность поступков человека, является доказательством существования бога как первосоздателя этого закона и его гаранта.


Этика ценностей, русский
    – восходящая к аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа шелером материальной этикой ценностей (см. ценность). по канту, моральное повеление (см. императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. идея о примате формы над содержанием идет еще от античности; у аристотеля целью становления являлась чистая форма, у плотина – добро. у канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость. м. шелер («der formalismus in der ethik und die materiale wertethik», 1927), наоборот, считает: не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно. воля, определенная материально, не нуждается, как полагал кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «существа природы». мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному. в противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. по канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. в действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. существует чистая априорная ценность. «эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление – также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил блез паскаль» (м. шелер. там же). имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. в силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления. см. также этика.